Серов Валентин Александрович (1865-1911) биография икартины

Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец, Александр Николаевич Серов, был известным композитором и музыкальным критиком, а мать, Валентина Семеновна - пианисткой. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. Вскоре после этого B.C. Серова уехала в Мюнхен продолжать музыкальное образование, а шестилетний Валентин был отправлен в Смоленскую губернию на хутор Никольский к подруге матери.Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию.

Через года мать забирает мальчика в Мюнхен, где Валентин получил первые уроки живописи под руководством немецкого художника Кеппинга. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М.М. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И.Е. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Репин высоко оценил художественные способности мальчика и с большим удовольствием стал заниматься с ним. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.
В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Юноша поселяется в семье художника в Москве и начинает усердно работать под его руководством. Валентин копировал карандашом портреты Репина, выполненные масляными красками, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты, писал натюрморты. Когда Серов сопровождал своего учителя в поездках для сбора материала для картин, он часто писал ту же натуру, что и Репин. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С.И. Мамонтова, И.Е. Репина, Т.А. Мамонтовой.
В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Академию художеств в класс П.П. Чистякова. В Академии юный художник сближается с М.А. Врубелем, несмотря на то, что тот был старше Серова почти на десять лет. Художников объединяло вдумчивое отношение к творчеству; они работали в одной мастерской, часто «спорили об искусстве», что способствовало формированию их художественных взглядов. В 1885 году Валентин бросает Академию: настолько велико было его стремление работать самостоятельно.
Летом 1885 года Валентин Александрович совершает поездку в Германию и Голландию, где изучает европейскую живопись. В 1887 году Серов побывал в Италии.
Из ранних произведений художника можно отметить картины «Волы» (1885), «Осенний вечер. Домотканово» (1886), «Заросший пруд. Домотканово» (1888). Эти работы можно отнести к раннему русскому импрессионизму. Однако основной жанр, которому Серов в дальнейшем посвятил свое творчество, — это портрет. Одним из первых портретов художника был портрет О.Ф. Трубниковой — «У окна» (1887).
Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Особенно высоко эти произведения оценили импрессионисты, которые больше ценили не драматургию сюжета, а сам поток жизни, проявление определенного жизненного факта в определенное мгновение, в конкретном пространстве.
В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О.Ф. Трубниковой. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. В 1890-е годы Серов много путешествует по городам России, работая над заказными портретами. Художник побывал в Петербурге, в Костроме и Харькове, посетил Владимирскую и Симбирскую губернии, Крым, путешествовал вместе с К.А. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. В перерывах между работами над заказами Серов отдыхал в Тверской губернии в имении своего друга В.Д. Дервиза Домотканово. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К.А. Коровина (1891), И.Е. Репина (1892), И.И. Левитана (1893), писателя Н.С. Лескова (1894), композитора Н.А. Римского-Корсакова (1898).
Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Эта картина была выставлена на Парижской всемирной выставке в 1900 году и получила Гран-при. Это произведение вместе с портретами М.Ф. Морозовой и С.М. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. В это же время он создал ряд портретов, наполненных глубоким психологическим содержанием: А.Н. Турчанинова (1907), М.Н. Акимовой (1908). Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы.
С 1890 года Серов участвует в выставках Товарищества передвижников. Однако в результате раскола Товарищества художник вместе с Архиповым, А. Васнецовым, Досекин, Светославским, Первухиным и Левитаном в 1899 году выходит из его состава. В 1898 году создается новое художественное объединение — «Мир искусства». Валентин Александрович входит в его состав с момента основания.
За время своей творческой деятельности Серов написал немало детских портретов. Наиболее известные из них это картина «Дети»(1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей С. Боткина(1900), портрет Мики Морозова (1901).
Помимо творческой деятельности художник вел общественную деятельность. В 1898 году, после смерти П.М. Третьякова, Серов был избран членом совета Третьяковской галереи и оставался им до конца жизни. Более десяти лет - с 1898 по 1909 год - художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества.
Важное место в творчестве Серова тема природы и простой деревенской жизни. Художник изображал крестьян занятыми своими повседневными делами. Крестьяне Серова — это бабы и мужики самого различного возраста, иногда дети, обремененные тяжелой заботой, выраженной во всем их облике. Наиболее известные картины этого направления - «Октябрь. Домотканово» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Зимой» (1898), «Стог сена» (1901), «Полоскание белья» (1901), «Финляндский дворик» (1902), «Стригуны на водопое. Домотканово» (1904).
В 1905 году Серов стал свидетелем расстрела рабочих в Петербурге. Это кровавое преступление властей против собственного народа сильно потрясло художника. После этих событий Валентин Александрович вместе с В.Д. Поленовым пишет в совет Академии художеств заявление о выходе из состава действительных членов Академии.
Серов активно участвует в общественно-политической жизни. Он находился в толпе около таганской тюрьмы в день освобождения политических заключенных, был в университете, когда там строились баррикады, присутствовал на крестьянском съезде, шел за гробом убитого черносотенцами Николая Баумана.
В своих исторических произведениях Серов использовал опыт, приобретенный в работе над картинами на крестьянскую тему. Работы «Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны» (1900), «Выезд Екатерины II на охоту» (1902), «Юный Петр I на псовой охоте» (1902), «Охота с борзыми» (1906) предназначались для издания Кутепова «Царские охоты». В 1907 году Серов исполнил темперой картину «Петр I». В этой маленькой темпере в образе Петра I воплощена целая историческая эпоха.
В последние годы своей жизни Валентин Александрович увлекается греческой мифологией. В 1907 году художник совершает поездку в Грецию. Там Серов изучает древнегреческое искусство, делает зарисовки в музеях, обдумывает сюжеты своих будущих произведений на темы античного эпоса и мифологии. В результате в 1910 году художник создает декоративное панно «Похищение Европы», пишет картину «Одиссей и Навзикая».
В 1910 году Серов пишет знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн. Эта картина была выставлена на Международной выставке 1911 года в Риме и приобретена Русским музеем. В период с 1895 по 1911 годы художник иллюстрирует басни Крылова.
Ушел из жизни Валентин Александрович Серов 22 ноября 1911 года. В этот день ранним утром художник спешил на портретный сеанс к Щербатовым, упал и умер от приступа стенокардии… Умер в самом расцвете творческих сил, в возрасте сорока шести лет.

Заросший пруд. Домотканово. 1898 Холст масло. 70,5 х 89,2


Заросший пруд. ДомоткановоВалентин Александрович Серов глубоко чувствовал и переживал природу. Именно в ее образах он воплотил свое желание писать «отрадное» в жизни. Но Серов не был художником-лириком. В его произведениях природа — в ее солнечности или пасмурности, зимой или осенью, связанная с человеком или запечатленная вне всяких связей с ним, — всегда дается как нечто очень цельное, в своем обособленном существовании.
С темой «Заросшего пруда» — одной из излюбленных русскими живописцами — связан целый ряд народных представлений, литературно-образных ассоциаций. Всего этого нет в работе Серова. Тихий и успокоенный к концу лета природный уголок становится для него предметом сосредоточенного созерцания. Авторская сосредоточенность словно передается и пейзажу. Его композиция почти симметрична: выцветшее небо отражается в чернеющей воде, зеленая листва деревьев также находит своего темнеющего двойника в застывшей глади пруда. Высокое дерево делит композицию и по вертикали на две почти равные части. Четкая собранность линейного построения при одновременной неограниченности возможного развития пространства вверх и вниз (бездонность неба и такая же бездонность воды) производят впечатление нескончаемой длительности, протяженности временного момента, вернее, его безвременности, почти вечности. Это не состояние, которое пришло на смену предыдущему и предшествует последующему. Серов художественно зафиксировал одну из форм существования природы, независимой от человека, но находящейся в глубоком единстве с ним

Портрет композитора А. Н. СЕРОВА (1820—1871), Отца художника. 1889 Масло, холст. 197 X 125


Портрет композитора А.Н. Серова«Портрет А. Н. Серова» — выдающегося музыканта, одного из основоположников русской национальной оперы, автора очень популярных в свое время опер «Рогнеда» и «Вражья сила», стал одним из первых в созданной В. А. Серовым галерее образов замечательных деятелей отечественной и зарубежной культуры: музыкантов, артистов, художников. Двадцатичетырехлетний Валентин Серов был к этому времени уже зрелым мастером, прошедшим школу у таких педагогов, как И. Е. Репин и П. П. Чистяков. Им были созданы подлинные шедевры портретного искусства, например знаменитый портрет В. С. Мамонтовой, известный как «Девочка с персиками» (ГТГ), и портрет М. Я. Симонович — «Девушка, освещенная солнцем» (ГТГ).

Ко времени, когда художник начал работу над портретом своего отца, А. Н. Серова уже не было в живых, и образ создавался по памяти. На сеансах позировал артист, похожий на композитора, в его костюме. Была точно воссоздана обстановка рабочей комнаты отца, творившего обычно у конторки, на которой висели афиши его спектаклей и концертов. Следуя традициям русского реалистического портрета XIX века, художник изобразил А. Н. Серова в его повседневном облике, среди повседневных вещей, характеризующих личность человека, его интересы, привычки. Но центральным в образной системе портрета остается лицо, в котором раскрывается истинная духовная сущность модели. Оно одухотворяет все то, что окружает человека. Предметы обстановки утрачивают свою прозаическую обыденность и приобретают новый, более глубокий смысл.

 


Портрет М. Ф. МОРОЗОВОЙ. 1897 Масло, холст. 108 X 87,5

Портрет М.Ф.МорозовойПортретное творчество Серова в девяностые годы приобрело существенно новые черты. По образному выражению автора первой монографии о Серове академика И. Э. Грабаря, эти годы ознаменовались переходом «от живописи к характеру». Разумеется, эти слова нужно понимать лишь как выражение основной тенденции развития. Серов всегда оставался живописцем в самом высоком смысле слова.

В выражении содержания созданных уже к этому времени шедевров Серова важнейшую, можно сказать, решающую роль играло их тончайшее цветовое решение. Образы юных девушек в портретах В. С. Мамонтовой и М. Я. Симонович как бы сотканы из солнечного света, и в этом их прелесть и лирическое очарование.
Живопись портрета Морозовой, как и ряда других портретов этого времени, совсем иная. Она лаконична и строга, а ее красота — это красота благородных черных тонов. Ничто не отвлекает внимания зрителя от выразительно и остро характеризованного лица портретируемой. Художник выделил в облике пожилой женщины самое главное, в ее индивидуальных чертах он выразил цельность властного и твердого характера, недюжинный, может быть, чуть насмешливый ум, проницательность, а вместе с тем и внешнюю простоту, непосредственность жизненного поведения. В спокойной, лишенной всякой картинности позе ощущается внутренняя сила человека, его уверенность в своем превосходстве и значительности.

 


Одиссей и Навзикая Картон, темпера. 1910 г.

Одиссей и НавзикаяМного бед претерпел Одиссей, возвращаясь из-под Трои на родину. Все его спутники погибли в пути. Однажды морская волна вынесла Одиссея на берег страны феокийцев. Дочь царя Алкиноя, юная и прекрасная Навзикая, играя с подругами на берегу моря, увидела Одиссея и сразу же полюбила его. Она пригласила героя во дворец своего отца. На пиру Одиссей рассказал о том, сколько бед пришлось испытать ему и его товарищам. Алкиной помог Одиссею снарядить корабль, на котором он вернулся на свой родной остров — Итаку. Перед тем как покинуть страну феокийцев, Одиссей обещал Навзикае вечно помнить ее и поклоняться ей как богине.

«Одиссей и Навзикая» — одна из последних работ знаменитого русского живописца Валентина Александровича Серова. После поездки в Грецию в 1907 году Серов создал целый ряд произведений, посвященных античности. Гармоничные и ясные образы, навеянные Грецией, внутренне противопоставлялись художником мрачной реакции, в которую была погружена в те годы Россия.

Композиция «Одиссеи и Навзикаи» как бы вторит античному фризу, декоративная манера письма, сдержанный прозрачный колорит навевают воспоминания о традициях античного искусства.

 

 

А С Пушкин на садовой скамье 1899
А С Пушкин на садовой скамье 1899
Автопортрет 1880 е
Автопортрет 1880 е
Анна Павлова в балете Сильфиды 1909
Анна Павлова в балете Сильфиды 1909
Баба в телеге 1896
 Баба в телеге 1896
Балкон 1911
Балкон 1911
Балкон 1911
Балкон 1911
Выезд Екатерины II на соколиную охот...
Выезд Екатерины II на соколиную охоту.1902
Выезд императора Петра II и цесаревн...
Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту 1900
Девочка с персиками.1887
Девочка с персиками.1887
Девушка освещенная солнцем.1888г
Девушка освещенная солнцем.1888г
Дети. 1899
Дети. 1899
Зимой 1898
Зимой 1898
Ифигения в Тавриде 1893
 Ифигения в Тавриде 1893
Коронация Миропомазание Николая II в...
Коронация Миропомазание Николая II в Успенском соборе 1896
Крестьянский дворик в Финляндии 190...
 Крестьянский дворик в Финляндии 1902
Купание лошади 1905
Купание лошади 1905
Летом 1895
Летом 1895
Лошади на взморье 1905
Лошади на взморье 1905
Ляля Симонович 1880
Ляля Симонович 1880
Мика Морозов 1901
 Мика Морозов 1901
Натурщица 1905
 Натурщица 1905
Октябрь Домотканово 1895
 Октябрь Домотканово 1895
Осенний вечер Домотканово 1886
Осенний вечер Домотканово 1886
Открытое окно Сирень 1886
Открытое окно Сирень 1886
Петр I в Монплезире 1910- 1911
Петр I в Монплезире 1910- 1911
Петр I на псовой охоте 1902
Петр I на псовой охоте 1902
Петр I.1907
Петр I.1907
Площадь Св. Марка в Венеции 1887
 Площадь Св. Марка в Венеции 1887
Полосканье белья 1901
Полосканье белья 1901
Портик с балюстрадой Архангельское 1...
Портик с балюстрадой Архангельское 1903
Портрет А.А.Стаховича 1911
Портрет А.А.Стаховича 1911
Портрет А.В.Касьянова 1907
Портрет А.В.Касьянова 1907
Портрет А.Н.Турчанинова 1906
Портрет А.Н.Турчанинова 1906
Портрет А.Я.Симонович 1889
Портрет А.Я.Симонович 1889
Портрет актрисы М.Я.Ван Зандт в заму...
Портрет актрисы М.Я.Ван Зандт в замужестве Чериновой 1886
Портрет артистки Г.Н.Федотовой 1905
Портрет артистки Г.Н.Федотовой 1905
Портрет артистки М.Н.Ермоловой 1905
Портрет артистки М.Н.Ермоловой 1905
Портрет артистов А.П.Ленского и А.И....
Портрет артистов А.П.Ленского и А.И.Южина 1908
Портрет В.А.Репиной 1881
Портрет В.А.Репиной 1881
Портрет В.О.Гиршмана 1911
 Портрет В.О.Гиршмана 1911
Портрет вел.кн.Георгия Михайловича 1...
Портрет вел.кн.Георгия Михайловича 1901
Портрет вел.кн.Михаила Николаевича в...
Портрет вел.кн.Михаила Николаевича в тужурке 1900
Портрет вел. княжны Ольги Александро...
Портрет вел. княжны Ольги Александровны 1893
Портрет великого князя Павла Алексан...
Портрет великого князя Павла Александровича 1897
Портрет Г.Л.Гиршман 1906
 Портрет Г.Л.Гиршман 1906
Портрет Г.Л.Гиршман 1907
 Портрет Г.Л.Гиршман 1907
Портрет гр.В.В.Мусиной Пушкиной 189...
 Портрет гр.В.В.Мусиной Пушкиной 1895
Портрет гр.Н.Ф.Сумарокова Эльстон 1...
 Портрет гр.Н.Ф.Сумарокова Эльстон 1903
Портрет гр.Н.Ф.Сумарокова Эльстон 1...
 Портрет гр.Н.Ф.Сумарокова Эльстон 1903
Портрет Д.В.Стасова 1908
Портрет Д.В.Стасова 1908
Портрет детей С.С.Боткина 1900
Портрет детей С.С.Боткина 1900
Портрет Е.А.Балиной 1911
Портрет Е.А.Балиной 1911
Портрет Е.И.Лосевой 1903
 Портрет Е.И.Лосевой 1903
Портрет Е.Н.Чоколовой 1887
Портрет Е.Н.Чоколовой 1887
Портрет Е.С.Морозовой 1908
Портрет Е.С.Морозовой 1908
Портрет И.А.Морозова 1910
 Портрет И.А.Морозова 1910
Портрет И.Е.Репина 1901
Портрет И.Е.Репина 1901
Портрет императора Николая II. 1900
Портрет императора Николая II. 1900
Портрет итальянского певца Анджело М...
Портрет итальянского певца Анджело Мазини.1890
Портрет итальянского певца Франческо...
Портрет итальянского певца Франческо Таманьо 1891-1893
Портрет К.П.Победоносцева 1902
Портрет К.П.Победоносцева 1902
Портрет кн.В.Н.Голицына 1906
Портрет кн.В.Н.Голицына 1906
Портрет кн.О.К.Орловой 1911
Портрет кн.О.К.Орловой 1911
Портрет княгини З.Н.Юсуповой 1902
Портрет княгини З.Н.Юсуповой 1902
Портрет княгини О.К.Орловой 1911
Портрет княгини О.К.Орловой 1911
Портрет князя Ф.Ф.Юсупова графа Сума...
Портрет князя Ф.Ф.Юсупова графа Сумарокова Эльстон 1903
Портрет композитора Н.А.Римского Ко...
 Портрет композитора Н.А.Римского Корсакова 1898
Портрет композитора П.И.Бларамберга ...
Портрет композитора П.И.Бларамберга 1888
Портрет Л.А.Мамонтовой 1894
Портрет Л.А.Мамонтовой 1894
Портрет М.К.Олив 1895
Портрет М.К.Олив 1895
Портрет М.Н.Акимовой 1908
Портрет М.Н.Акимовой 1908
Портрет М.Я.Львовой 1895
Портрет М.Я.Львовой 1895
Портрет Н.С.Познякова 1908
Портрет Н.С.Познякова 1908
Портрет неизвестной 1895
Портрет неизвестной 1895
Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890
Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890
Портрет П.А.Мамонтовой 1889
Портрет П.А.Мамонтовой 1889
Портрет писателя А.М.Горького 1905
Портрет писателя А.М.Горького 1905
Портрет писателя Л.Н.Андреева 1907
Портрет писателя Л.Н.Андреева 1907
Портрет писателя Н.С.Лескова 1894
Портрет писателя Н.С.Лескова 1894
Портрет С.И.Мамонтова 1887
Портрет С.И.Мамонтова 1887
Портрет С.М.Боткиной 1899
 Портрет С.М.Боткиной 1899
Портрет С.М.Драгомировой 1889
 Портрет С.М.Драгомировой 1889
Портрет С.М.Драгомировой Лукомской 1...
Портрет С.М.Драгомировой Лукомской 1900
Портрет С.П.Дягилева 1904
Портрет С.П.Дягилева 1904
Портрет С.П.Чоколова 1887
Портрет С.П.Чоколова 1887
Портрет художника В.И.Сурикова. Коне...
Портрет художника В.И.Сурикова. Конец 1890 х
Портрет художника И.Е.Репина 1892
Портрет художника И.Е.Репина 1892
Портрет художника И.И.Левитана 1893
Портрет художника И.И.Левитана 1893
Портрет художника И.С.Остроухова 190...
Портрет художника И.С.Остроухова 1902
Портрет художника К.А.Коровина 1891
Портрет художника К.А.Коровина 1891
Похищение Европы1 1910
Похищение Европы1 1910
Похищение Европы2 1910
Похищение Европы2 1910
Прудик Абрамцево 1886
Прудик Абрамцево 1886
Рыболовецкие суда в Архангельске 18...
 Рыболовецкие суда в Архангельске 1894
Сараи 1901
Сараи 1901
Саша Серов 1897
Саша Серов 1897
Солдатушки бравы ребятушки! Где же в...
Солдатушки бравы ребятушки! Где же ваша слава 1905
Стог сена 1901
Стог сена 1901
Стригуны на водопое Домотканово 1904
Стригуны на водопое Домотканово 1904
У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой. 188...
У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой. 1885
У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой. 188...
У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой. 1886
Художник К.А.Коровин на берегу реки....
Художник К.А.Коровин на берегу реки. 1905