Левитан Исаак Ильич (1860-1900) биография и картины

Русский художник Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в местечке Кибарты, в Литве в семье железнодорожного служащего. Мальчик рано осиротел и вынужден был самостоятельно добывать средства к существованию. Детство будущего художника было настолько тяжелым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нем. В возрасте двенадцати лет Левитан поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества.

С первых лет обучения юноша привлек внимание преподавателей школы, среди которых были известные русские художники Саврасов и Поленов, своим исключительным талантом. Левитана отличала способность тонко чувствовать состояние природы, выражать в нем человеческие чувства и переживания. Именно эта особенность таланта художника проявилась в картине «Осенний день. Сокольники», написанной в 1879 году. Это полотно для своей коллекции приобрел известный меценат Третьяков. Сам Левитан с тех пор вошел в русскую живопись как мастер «пейзажа настроения».
Большое влияние на творчество раннего периода Левитана оказала его близость с русским писателем А.П. Чеховым, с которым художник познакомился в начале 1880-х годов. В этот период Исаак Ильич создает лирические произведения: «Березовая роща» (1885-1889), «Мостик. Савинская слобода» (1884), «Первая зелень. Май» (1888). Эти картины, как и большинство произведений художника, отличает тонкий психологизм и человечность. С Чеховым Левитана роднит умение предельно простыми изобразительными средствами передать глубокое содержание. Неслучайно их связывала большая личная дружба.
С 1884 года Левитан регулярно участвует в выставках Товарищества передвижников. А с 1891 становится постоянным членом Товарищества.
В 1886 и 1888 годах Левитан совершает две творческие поездки на Волгу. Под впечатлением от великой русской реки художник пишет картины «Вечер на Волге» (1886-1888), «Вечер. Золотой плес» (1889), «После дождя. Плес» (1889). Эти произведения дали новое направление развитию творчества художника: они являются первыми попытками создания лирико-эпического пейзажа.
1890-е годы являются периодом расцвета творчества Левитана. В 1892 году были написаны три известнейших его произведения — «Вечерний звон», «У омута», «Владимирка» . И если в «Вечернем звоне» ощущались красота и гармония бытия, то далее в творчестве художника настроение становится все более тревожно-тоскливым. Этюд к картине «У омута» был написан Левитаном в имении баронессы Вульф Берново. По преданиям здесь, у плотины в омуте, утопилась крепостная девушка, насильно разлученная с возлюбленным, отданным в солдаты. В картине «Владимирка» Левитан изобразил Владимирский тракт— дорогу, по которой прошли многие тысячи ссыльных, перегоняемых по этапу в Сибирь. Это произведение обретает глубокий социальный смысл: в нем художник воплотил скорбь и страдания народа. Не менее трагична по восприятию картина «Над вечным покоем», написанная в 1894 году. В ней Левитан передает одиночество человека, его ничтожность перед бесконечно великой природой. Картина «Над вечным покоем» - философские размышления художника над проблемами жизни и смерти, бытия человека в природе.
Начиная со второй полвины 1890-х годов в творчестве художника депрессия сменяется эмоциональным подъемом. Исаак Ильич сумел преодолеть душевный разлад, отчаяние и вернуться к жизни, что сразу же отразилось в картинах «Свежий ветер. Волга», «Март», «Золотая осень». В 1897 году была создана одна из наиболее трогательных картин художника — «Весна. Большая вода».
С 1898 года Левитан преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В последние годы жизни, будучи уже серьезно больным, Исаак Ильич достиг поразительного совершенства и простоты в изображении природы, а тема русской деревни становится ведущей в творчестве художника. Среди наиболее известных произведений – картины «Лунная ночь. Деревня» (1897), «Сумерки» (1899), «Летний вечер» (1900), «Последние лучи солнца» (1899). Эти последние произведения очень любил Чехов. Об этих картинах писатель говорил: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел. До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после».
Незадолго до смерти, в декабре 1899 года, навестив Чехова в Ялте, Левитан написал над камином в кабинете писателя панно: стога сена на лугу, освещенные призрачным светом луны. По задумке художника эта картина должна была напоминать Чехову так любимую им природу средней полосы России.
Последнее произведение художника, которое так и осталось незаконченным, стало полотно «Озеро». Художник Исаак Ильич Левитан умер в 1900 году в расцвете творческих сил.

В Крымских горах . Картон, масло. 37X67


В крымских горах Этюд «В Крымских горах», показанный среди других произведений на шестнадца­той передвижной выставке, был памятью о весенней поездке Исаака Ильича Леви­тана, совершенной в 1886 году. Эту поезд­ку можно рассматривать как своеобразную последнюю проверку художником направ­ления своего дарования, предпринятую в начале самостоятельного творческого пути. Ведь романтики, заложившие в русском изобразительном искусстве основы пей­зажного жанра, много сделали для про­славления экзотических красот южной при­роды, утверждая их в качестве наиболее сильного стимула художественной деятель­ности.

Полотно свидетельствует, что молодой живописец, воспитанный на идеях пере­движничества, строго объективно отнесся к тому, что перед ним открылось в Кры­му. Обнаженные скалы, скудная серо-зе­леная растительность, небо, закрытое тя­желыми тучами, запечатленные в этюде, выявляют не столько чувство восторжен­ности, сколько ощущение какой-то челове­ческой подавленности перед этим суровым величием. В письме к А. П. Чехову, с ко­торым со времени лета 1885 года, совме­стно проведенного в подмосковной деревне Бабкино, их стала соединять теплая това­рищеская дружба, живописец писал из Алупки: «...природа здесь только вначале поражает, а после становится ужасно скучно и очень хочется на север... а там непременно в Бабкино...»

ВЕСНА. ПОСЛЕДНИЙ СНЕГ  Этюд для одноименной картины  Масло, холст. 25,5 X 33,3

 Весна. Последний снег1895 год был одним из самых плодотворных и блестящих в творческой жизни Левитана* Несмотря на усиливавшуюся болезнь, тяжелые личные переживания, приступы острой тоски, преследовавшие художника, он именно за этот год создает ряд мажорных по настроению картин, принадлежащих к числу лучших его произведений. Это такие светлые, полные радости и поразительные по силе и тонкости живописи- картины, как «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень», «Март» (все — в ГТГ). Тогда же была написана и близкая по сюжету и настроению к «Марту» картина «Весна. Последний снег» Несмотря на небольшие размеры, этюд более широк и масштабен, чем картина. Его мотив воспринимается не как замкнутый уголок природы, а как свободное и пространственное изображение весеннего поля, бурно бегущей, набухшей по весне речки с последними остатками сугробов по берегам и отдаленной лесной опушки. Весеннее состояние природы и вызываемое им настроение переданы прежде всего характерным для этой поры сочетанием теплых розоватых и интенсивно-голубых тонов, Щемящеволнующее чувство рождает у зрителя эта точно увиденная и свежо, как будто одним дыханием, написанная рыжая земля, розоватые от набухающих почек березки, на фоне которых так ясно выделяется зелень молодых сосенок, синие пятна речки и рефлексов на плотных глыбах снега. По-весеннему ровной, глубокой голубизной залито безоблачное небо. Динамичная на переднем плане и успокоенная в далях композиция, очень хорошо выражает сложное чувство волнения и одновременно ясности и умиротворения, которое рождает у человека встреча с природой в такую вот раннюю весеннюю пору. Свободная и широкая, простая и вместе с тем артистически изысканная, живопись этюда сообщает образу трепетность и свежесть.

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. СЛОБОДКА. 1889 Масло, холст. 43 X 59

Золотая осень Левитан любил русскую осень за ее живописность и особую лирическую прелесть. Нарядная праздничность «пышного природы увяданья», к которой примешивается неизбежно чувство грусти, вызывало живой отклик в его поэтической душе, и к осенним сюжетам он обращался не раз. В небольшой картине «Золотая осень. Слободка» им был создан один из наиболее тонких и пленительных образов осенней природы.

 Написана эта картина в пору, связанную с его поездками на Волгу. Достаточно напомнить, что 1889 год был для Левитана годом создания таких произведений, как «Вечер. Золотой плес», «Плес. После дождя» и «Березовая роща» (все — в ГТГ). Очарование и высокая поэзия, присущие русской сельской природе, непосредственно выражены и здесь, в простом и скромном мотиве захолустной лесной деревеньки. Чистым золотом светится молодая березка, растущая среди крестьянских огородов. Это яркое, светлое пятно на полотне подобно главной звучной мелодии, вплетающейся в легкое прозрачное звучание всего оркестра. Очень красиво стройное деревце, прекрасно и все вокруг него. И лиловая, начинающая стынуть земля, и серебристые бревна старых изб, и отуманенные легкой дымкой, но отчетливо видные лесные дали, и нежно-голубое небо. Все здесь полно тихой, покойной красоты. И такова уж особенность левитановских картин: как будто даже сама эта звучащая тишина выражена средствами живописи, так остро она была почувствована художником, передавшим настроение, охватывающее человека перед лицом природы.

НА ОПУШКЕ ЛЕСА. 1898 Пастель, бумага. 63,5 X 49

Луг на опушке лесаЖивопись пастельными мелками часто применялась мастерами XVIII века. В XIX веке, особенно во второй его половине, ее почти забыли. И только на рубеже XIX и XX столетий, когда художники особенно активно начали искать новые средства выразительности искусства, вспомнили о необычно нежной и бархатистой пастели. Одним из первых тогда применил технику пастели Левитан. В 1893-х — 1895-х годах он написал несколько натюрмортов — сирень, васильки в простых керамических горшках. Со свойственными ему изяществом и простотой, с какой-то особой пленительной трепетностью он передал в них прелесть только что срезанных цветов. Уже в первых своих работах пастелью художник привнес в эту технику удивительную легкость и свежесть, свойственные вообще его произведениям и достигаемые в действительности ценой большего труда. Пейзаж «Луг на опушке леса» — одна из последних и наиболее совершенных пастелей Левитана. В ней особенно ощущается непосредственность натурного наблюдения, что в соединении с высочайшим мастерством создает законченный и тонкий художественный образ природы. Богатая гамма оттенков зеленого передает и сочность как бы колышащейся на ветру листвы деревьев и сухую легкость цветущих луговых трав и отвечает тому лирическому состоянию, которое охватывает человека, остающегося наедине с родной природой вот таким светлым июньским днем. Здесь все просто и будто бы даже обыденно, но тонко прочувствованная и переданная красота луга у опушки, поэтичность его наполняют созданный художником пейзаж глубоким смыслом, радостным восхищением перед природой.

 

 

ЛУННАЯ НОЧЬ. ДЕРЕВНЯ* 1897 Масло, холст. 60 X 90,5

Лунная ночь. ДеревняВо второй половине девяностых годов Левитан особенно часто избирает сюжетом своих произведений непосредственно русскую деревню, ее улицы, избы, риги и околицы, как бы настойчиво подчеркивая этим демократическую сущность своего творчества.Он ищет средства максимальной эмоциональной выразительности образа, стремится к остроте его звучания и широкому обобщению. В жизни сельской природы он стремится открыть зрителям ее внутреннее и таинственное поэтическое бытие. В те годы он создал несколько ночных лунных пейзажей, основой которых было не столько живописное воспроизведение эффекта лунного освещения, сколько выражение особенной поэзии светлых ночей. Одна из лучших среди них — «Лунная ночь. Деревня», картина, в которой господствует спокойное, ясное настроение легкой задумчивости, может быть, мечты и вместе с тем просто и лаконично выражена особая, ладная красота русского села.Почти черные тени, как это и бывает летом при полной луне, позволяют увидеть по контрасту всю легкость серо-голубого сияния, льющегося с неба и завораживающего все на земле. Огонек в одном из окон лишь подчеркивает и позволяет особенно остро почувствовать поэтическую красоту холодноватого лунного света. Глубокая ночь. Избы спят, как живые существа, и будто бы живут какой-то своей, сказочной жизнью. Как обычно, у Левитана, почти физически ощущается царящая в природе тишина.