Щедровский Игнатий Степанович (1815-1870) биография и картины

Щедровский И.С известный художник и литограф родился в Литве.В1833 году приехал в Петербург, учился в Академии художеств, в 1836 году получил звание свободного художника. Работал в технике литографии, писал картины маслом, делал акварели и рисунки карандашом.

Зарабатывал молодой и бедный художник себе на жизнь литографиями с известных произведений искусства, заказы на которые получал от ОПХ.
В 1839 г. Щедровский выпускает свой первый альбом (36 литографий) на темы из русского народного быта. Художник сделал рисунки, но литографировали их другие мастера. Успех был велик, и это позволило Щедровскому впоследствии повторить альбом еще четыре раза (1845, 1846, 1852, 1855). Но теперь он меняет вертикальный формат первого издания на горизонтальный и делает все литографии сам, причем в цвете, используя черную, голубоватую и красноватую краски.
Работу Щедровского отметил В. Г. Белинский за большую достоверность в передаче городских сцен, типичность лиц и характеров. Наиболее известны листы "Купец и нищие", "Бондари", "Столярная мастерская". Художник в состоянии уловить не только главные внутренние и внешние черты разных типов людей, но даже их характерные движения, походку, сам ритм их жизни. При этом он избегает суеты, многоречивости и лишних деталей. Соответствует такому уровню обобщения и твердый, четкий рисунок.
Сохранились далеко не все живописные работы Щедровского. Не совсем в русле его творчества оказались несколько пейзажей с охотниками, которые напоминают по настроению картины художников венециановской школы. Другие полотна Щедровского - например, "Сбитенщик" (1837), "Чтец на набережной и торговец лимонадом", "Плотники" (обе 1839) - близки по подходу и теме к его литографиям. Скрупулезно и точно, с большим сочувствием к простым труженикам, беднякам Щедровский показывает их повседневную жизнь и занятия, представляя их зрителю как эстетическую ценность.
В сущности, в творчестве Щедровского встречаются старое и новое направление в искусстве, и он счастливо избегает недостатков того и другого. Он разрабатывает бытовой жанр, который будет главенствовать в русской живописи второй половины XIX в., но все изображаемое, в соответствии со своей позднеклассицистической выучкой, обобщает, очищает от случайного, внешнего и суетного. Таким образом достигается равновесие отвлеченного и конкретного. О последних пятнадцати годах жизни художника мало что известно. Похоже, они были во всех отношениях нелегкими.


Рынок в ПетербургеРынок в Петербурге. 1840 Акварель, лак. 305 X 265
Игнатий Степанович Щедровский одним из первых среди русских художников стал изображать быт и типы городских ремесленников, мастеровых, уличных торговцев, нищих. Расцвет его творчества приходится на 30—40-е годы девятнадцатого столетия, когда наряду с официальным искусством, далеким от повседневности, все чаще появляются произведения, правдиво и глубоко отображающие каждодневную жизнь большого города.
Точный четкий рисунок в его акварели «Рынок в Петербурге» сочетается с зоркой наблюдательностью, умением передать характерные жесты, позы, манеру одеваться людей разных сословий и занятий. Мы видим здесь мастерового стопором и пилой, присевшего отдохнуть, степенную торговку яблоками, очень живо нарисованную фигуру мальчишки на возу с сеном, мужика, продающего сбитень, и барина в цилиндре, рассматривающего глиняный горшок. Большую привлекательность и очарование придает всей композиции городской пейзаж с серым осенним небом, низко летающими птицами, голыми ветками деревьев и неширокой рыночной площадью, окруженной домами с облупившейся штукатуркой.
Щедровский своим искусством завоевал для простого человека право быть изображенным в картине, сохранил для нас живыми образы и сцены обыденной жизни города сороковых годов прошлого столетия.


Пейзаж с охотникамиПейзаж с охотниками Холст, масло. 44,2x60
Игнатий Степанович Щедровский не был учеником А. Г. Венецианова, но примыкал к художникам его круга. Картина Щедровского «Пейзаж с охотниками» целиком укладывается в рамки поэтичной и одновременно повествовательной живописи венециановцев. Несмотря на то что в этом произведении есть и жанровые элементы, главная роль, безусловно, здесь отдана пейзажу. С трогательным простодушием художник стремится охватить глазом как можно более широкое пространство, тщательно и верно выписывает все интересные для него предметы изображаемой местности: скромную архитектуру мостика, стройные и пушистые, корявые и высыхающие деревья, поросшие свежей изумрудной травой и лесом холмы, пруд, перекресток дорог, на котором встретились путники. Высокая точка зрения помогает передать чувство простора, а чистота и четкость контуров, уверенность рисунка, ясная определенность цвета придают этой пространственности конкретность и устойчивость.
Резким контрастом к весомой материальности земли звучит абсолютно ясная прозрачность неба, окутывающего землю надежным воздушным покровом, льющего на нее свое золотое сияние, отражающегося в чистейшей глади пруда. Это зеркало пруда с отраженным небом словно соединяет два начала — небо и землю — и воспринимается как воплощение чистого взгляда художника, символ его отношения к жизни — светлого и одухотворенного.
 

Пейзаж с охотниками
Пейзаж с охотниками
Рынок в Петербурге
Рынок в Петербурге
Игра в шашки
Игра в шашки
Пейзаж с охотниками
Пейзаж с охотниками
Прачки. Лист из альбома. Вот наши!
Прачки. Лист из альбома. Вот наши!
Продавец рыбы. Лист из серии Сцены и...
Продавец рыбы. Лист из серии Сцены из русского народного быта.
Продавец сбитня
Продавец сбитня
Столярная мастерская
Столярная мастерская
Дорога в лесу (с фигурами)
Дорога в лесу (с фигурами)