Лебедев Михаил Иванович (1811-1837) биография и картины

Художник- живописец родился в городе, который сейчас называется Тарту, а тогда назывался по-немецки Дерпт. Его отец был крепостной, но в Эстляндии в 1816 году была проведена реформа, освобождающая крестьян от зависимости, и молодой человек получил право на образование. Сначала он учился в гимназии при Дерптском университете, а в 1829 году был послан в Петербург в Академию художеств. Учителем его там был М. Н. Воробьев — признанный мастер городского пейзажа.

Воробьев учил не сочинять идеальные ландшафты, как то практиковалось прежде, а писать с натуры. Конечно, работа с натуры по академическим заданиям в 1830-е годы была далека от непосредственного наблюдения. Композиция выбранного мотива строилась по условной схеме, в ней акцентировались кулисы, вводные детали первого плана, тщательно строилась перспектива. Изучение натуры сводилось к внимательному штудированию листиков, веточек, изгибов стволов деревьев. Эти черты присущи ранней, довольно суховатой по манере работе Лебедева — "Вид на Петровском острове в Петербурге" (1832, ГРМ).
Написанные в следующее лето виды села Васильково уже гораздо свободнее от сковывающих академических правил. Стремясь в них воплотить мягкость и ровную созерцательность сельского мотива, Лебедев близок в этом художникам венециановской школы.
Большое влияние на Лебедева оказало изучение голландского пейзажа XVII века, и в этом он перекликается с художниками барбизонской школы. Работы Михаила Лебедева часто сравнивали с пейзажами Я. Рейсдаля, проникнутыми романтическим настроением. Но Лебедеву недоставало яркости рейсдалевского воображения, — хотя он и пытается раскрыть жизнь природы в ее противоречиях, в картинах у него все равно складывается спокойный гармоничный вид, часто отмеченный чертами красивости в духе того времени.
Романтические наклонности Лебедева раскрываются в его рисунках — это и сочиненные пейзажи, и зарисовки драматических актеров в разных ролях (Лебедев был поклонником театра), и карикатуры в духе распространенных тогда альбомов, изображающих разные человеческие типажи, французского графика Ж. Гранвиля.
Осенью 1833 года Лебедев окончил Академию, получив звание классного художника и золотую медаль. По существовавшим тогда порядкам он должен был еще три года проработать при Академии, но в связи с его слабым физическим здоровьем и в то же время успехами в пейзажной живописи было решено послать его в Италию. Путешествие в Италию тогда было долгим, путь туда занял у художника четыре месяца и пролегал через Германию и Австрию, где он осматривал музеи. В конце 1834 года Лебедев добрался до Италии и поселился в Риме, где колонию русских художников возглавлял Карл Брюллов.
Лебедев находит мотивы для своей живописи среди аллей, поросших дубами, пролегающих по холмам в окрестностях Рима. Здесь работали многие художники из разных стран, русские живописцы в том числе. Однако так, как Лебедев, не трактовал эти мотивы еще никто. Красота и величественность самой природы Италии на каждом шагу открывали перед художниками великолепные виды. Но среди всего этого блеска Лебедев мало-помалу выбирал все более простые, безыскусные уголки.
К числу их принадлежит пейзаж "Альбано. Белая стена", написанный в 1837 году. Белая стенка на втором плане картины ограничивает глубину поросшей деревьями террасы на склоне высокого холма. Справа, сквозь зелень и стволы виднеется голубая дымка других холмов. Единственной сюжетной деталью в мотиве является лежащая коряга — кусок гнилого ствола с длинным голым суком. Это типично романтическая деталь, в которой соединяются два любимых романтизмом мотива — старого дерева, в котором как бы символизировалась жизнь человека, и образ руины (с которой можно сравнить гнилую корягу) как символ бренности всего сущего, как напоминание о времени. В пейзаже стройные стволы деревьев и лежащая на земле, освещенной солнцем, старая коряга трактованы столь живо и естественно, что возможности аллегорически-драматической интерпретации мотива отступают на второй план по сравнению с поэтичностью запечатленного пейзажного образа. Тяга к реализму, к непосредственной передаче своих впечатлений взяла верх в творчестве Лебедева. Своими немногими картинами он успел сложить прекрасный гимн южной природе, ее контрастам и гармоничности
В мае 1837 года Лебедев отправляется в Неаполь, чтобы поработать летом в его прекрасных и столь любимых пейзажистами окрестностях. Здесь художника настигает внезапно вспыхнувшая эпидемия холеры. Он умер в Неаполе, от холеры, в июле 1837 г.


В парке. 1834 Холст, масло. 22,2 X 19
В парке
По колориту, по манере письма, по размерам и формату холста этот пейзаж очень близок к ранее написанному пейзажу „В ветреную погоду". Но он гораздо картиннее и статичнее последнего, несмотря на сугубую романтичность отдельных мотивов заросший пруд среди деревьев, сухие и корявые стволы на первом плане, густые заросли осок и крупнолистных причудливых растений Фигура крестьянки с корзинкой и мальчика в белой рубахе, спокойно стоящих под огромным деревом, и льющийся изнутри и сверху теплый солнечный свет создают ощущение безмятежного покоя. Перед нами своеобразная романтическая идиллия

 

 

 

 

 


 

Итальянский пейзаж
Итальянский пейзаж
Могила княжны П. П. Вяземской в Риме...
Могила княжны П. П. Вяземской в Риме
Пейзаж с коровами
Пейзаж с коровами
Пейзаж
Пейзаж
Аллея в Альбано близ Рима
Аллея в Альбано близ Рима
Альбано. Белая стена
Альбано. Белая стена
Альбано
Альбано
Аричча близ Рима
Аричча близ Рима
Архитектурный пейзаж
Архитектурный пейзаж
В ветренную погоду
В ветренную погоду
В парке Киджи
В парке Киджи
В парке
В парке
Васильково. Имение инспектора академ...
Васильково. Имение инспектора академии художеств А.И.Крутова
Вид Кастель -Гандольфо близ Рима
Вид Кастель -Гандольфо близ Рима
Вилла в Италии
Вилла в Италии