Никитин Иван Никитич (1680-1742) биография и картины

Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру
В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.
В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц.  Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726).  Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.
В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Иван Никитин получил разрешение вернуться в Москву. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Портрет государственного канцлера Г. И. Головкина. 1720-е гг


Портрет государственного канцлера Г. И. ГоловкинаПортрет канцлера Головкина, исполненный Никитиным после поездки за границу, принадлежит к числу лучших произведений художника.
Сравнительно небольшой по размерам поясной портрет кажется «представительным». Темный нейтральный фон, сдержанная красочная гамма, отсутствие в одежде украшений позволили художнику сосредоточить все внимание на лице изображенного.
Мягкие локоны пышного парика, обрамляя высокий лоб, подчеркивают энергичные черты смуглого, худощавого лица с холодно-проницательным и чуть насмешливым взглядом умных глаз, резкими складками около носа, твердо очерченным подбородком. Сухое и холодное лицо Головкина полно мысли. Художник раскрывает в изображенном типические черты, присущие государственным деятелям петровского времени, характеризуя его как яркую, незаурядную личность.
Портрет Г. И. Головкина — образец реализма в портретной живописи первой четверти XVIII века.

 

Петр I на смертном ложе
Петр I на смертном ложе
Портрет Петра I
Портрет  Петра I
Портрет Анны Петровны, дочери Петра ...
Портрет Анны Петровны, дочери Петра
Портрет графа С.Г.Строганова
Портрет графа С.Г.Строганова
Портрет Елизаветы Петровны ребенком
Портрет Елизаветы Петровны ребенком
Портрет императрицы Екатерины I
Портрет императрицы Екатерины I
Портрет канцлера Г.И.Головкина
Портрет канцлера Г.И.Головкина
Портрет княжны Смарагды Марии Кантем...
Портрет княжны Смарагды Марии Кантемир
Портрет Марии Яковлевны Строгановой ...
Портрет Марии Яковлевны Строгановой
Портрет напольного гетмана
Портрет напольного гетмана
Портрет Петра I
Портрет Петра  I
Портрет Петра I
Портрет Петра I
Портрет царевны Натальи Алексеевны 1
Портрет царевны Натальи Алексеевны 1
Портрет царевны Натальи Алексеевны
Портрет царевны Натальи Алексеевны
Портрет царевны Прасковьи Иоанновны
Портрет царевны Прасковьи Иоанновны