Светославский Сергей Иванович (1857-1931) биография и картины

 Живописец-пейзажист, родился в Киеве в 1857 г. в дворянской семье, в 1874 г.Будущий художник поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, из которой, в 1882 г., вышел раньше окончания курса, со званием учителя рисования.

Картины Светославского, с 1884 г. появляющиеся на выставках товарищества передвижных художественных выставок (наиболее удачные "К весне", "Постоялый двор", "Дворянское гнездо", "Москва - Василий Блаженный"), свидетельствуют о талантливости художника, умеющего внятно передавать впечатления природы и обладающего сильным колористом.
С.И. Светославский совершал длительные путешествия по Украине, Кавказу, бывал в Средней Азии, создавая по результатам поездок картины, несущие своеобразие окраин тогда еще Российской империи. К сожалению, болезнь глаз наложила с начала 1920-х годов табу на работу художника. По поводу одной из представленных картин следует сделать два замечания: во-первых, вновь, после стараний И.С. Глазунова, появилась возможность написать кусочек Москвы из окна теперь Российской академии живописи, ваяния и зодчества, и, во-вторых, есть и потери: церковь Фрола и Лавра, главы которой изображены на полотне, осталась в прошлом.

К весне. 1887.Холст, масло. 82X158


К веснеПосле окончания в 1883 году Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергей Иванович Светославский начал выступать на выставках передвижников (впервые — с их двенадцатой выставки), О его творческих возможностях свидетельствует тот факт, что еще в пору обучения, в 1879 году, одна из его картин, показанная на очередном ученическом смотре, была приобретена П. М. Третьяковым.
Ученик А. К. Саврасова и В. Г. Перова, художник избрал для себя композиции по-лужанрового-полупейзажного характера. Обычно им изображались городские дворы или деревенские задворки, в которых, однако, при прозаичности сюжета открывался целый мир, вызывавший теплое чувство своей интимностью и близостью к простому человеку.
Картина «К весне», экспонировавшаяся на шестнадцатой передвижной выставке, осталась, может быть, лучшим образцом творчества Светославского, Ее коричневая—звучная и одновременно мягкая — колористическая гамма как нельзя более соответствует нашему эмоциональному переживанию той поры, когда на селе начинает пахнуть талой землей, прелой соломой и другими знакомыми нам запахами, возвещающими близкий приход весны.

 

В саду
В саду
Весенний день. Пасека
Весенний день. Пасека
Вид города
Вид города
Дворик
Дворик
Догорающий день
Догорающий день
Зимний пейзаж
Зимний пейзаж
Из окна Московского училища живописи
Из окна Московского училища живописи
Москворецкий мост
Москворецкий мост
Осень
Осень
Пейзаж с аистами
Пейзаж с аистами
Половодье
Половодье
Последний снег
Последний снег
Постоялый двор в Москве
Постоялый двор в Москве
Усадьба художника зимой
Усадьба художника зимой
Хутор
Хутор