Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911) биография и картины

  Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.

Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.
Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину "Поздравление молодых в доме помещика" (1861) и полотно на историческую тему "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.
Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину "Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)" (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет - сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.
В другом фундаментальном полотне Мясоедова - "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" (1873) - раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. "Признаюсь, - писал один из критиков, - мне не удавалось видеть (после "Бурлаков" г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц". Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.
Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине "Опахивание" (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.
1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами "Засухи", где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину "Самосжигатели" (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.
К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.
Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.

Косцы (Страдная пора). 1887

Косцы (Страдная пора)

Конец 1880-х годов в творческой биографии Григория Григорьевича Мясоедова отмечен пристальным вниманием живописца к теме трудовой деятельности русского крестьянина, кормильца родной земли. Художник пишет одну за другой картины, складывающиеся в своего рода живописный цикл. Наиболее выразительной из них оказалась «Косцы», экспонированная на пятнадцатой выставке.
Конечно, определенную роль в успехе полотна сыграл характер мотива: страда — итог крестьянского труда, когда, по народному выражению, «день — год кормит». Живописец создал буквально эпический образ, в котором воедино сплавляются кряжистые фигуры тружеников и необозримая ширь разлива спелой ржи. Взятая несколько снизу точка зрения сообщает изображению дополнительные монумента-лизирующие черты. Тонкая нюансировка высветленной красочной гаммы позволяет художнику добиться мажорного колористического звучания. Воодушевленность, пронизавшая собою произведение, приводит к тому, что по-особому воспринимаются зрителями даже чисто бытовые детали, например жгут из колосьев на волосах старшего из косцов. Кажется, будто сама природа-мать венчает своеобразной короной лучшего из своих умельцев-сынов.
До Мясоедова лишь в литературе (в поэзии А. В. Кольцова и Н. А, Некрасова) была с такой силой воплощена красота повседневного труда. Это объясняется новыми тенденциями передвижников 1880-х годов в показе народа не только как силы униженной и страдающей, но и созидающей.

 

Земство обедает. 1872

Земство обедаетВ ясный солнечный день в тени здания земской управы, прямо на земле расположились делегаты, избранные из крестьян. Обед их состоит из хлеба с луком. А в это время избранные из дворян и купцов совершают свою трапезу в помещении земства. В открытое окно виден лакей, усердно перетирающий тарелки, стол, заставленный бутылками. В этом контрасте, наблюденном художником в жизни, ярко раскрылся антидемократический смысл реформ 1860-х годов. В условиях нового буржуазного строя провозглашенные права народа остались фикцией.
Это понимают и сами крестьяне. Потому-то их позы и лица в часы томительного ожидания окончания господского обеда выражают безнадежное уныние и тяжелые думы.
Художник-демократ в этой картине стал на защиту обманутых и униженных крестьян. Сцена решена художником подчеркнуто буднично, повседневно, но тем характернее была она для России тех лет.

 

 

Автопортрет
Автопортрет
Бегство Григория Отрепьева из корчмы...
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
портрет И.Репина
портрет И.Репина
Дорога во ржи
Дорога во ржи
Земство обедает этюд
Земство обедает этюд
Земство обедает
Земство обедает
Крым. Осенний вид
Крым. Осенний вид
Лесной ручей
Лесной ручей
Молебен на пашне о даровании дождя ...
Молебен на пашне о даровании дождя
Осеннее утро. 1893
Осеннее утро. 1893
Опахивание
Опахивание
Осенний вид в Крыму
Осенний вид в Крыму
Осенний пейзаж
Осенний пейзаж
Поздравление молодых в доме помещика...
Поздравление молодых в доме помещика
Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902
Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902
Портрет старухи
Портрет старухи
Портрет шахматиста А.Д. Петрова
Портрет шахматиста А.Д. Петрова
Портрет Шишкина
Портрет Шишкина
Пристань в Ялте
Пристань в Ялте
Родник
Родник
Самосожигатели
Самосожигатели
Сеятель
Сеятель
Сожжение протопопа Аввакума 1897
Сожжение протопопа Аввакума 1897
Страдная пора
Страдная пора
Студент
Студент
Через степь. Переселенцы
Через степь. Переселенцы
Чтение положения 19 февраля 1861 г
Чтение положения 19 февраля 1861 г