Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) биография и картины

Художник Н. А. Ярошенко родился 13 декабря 1846 года в Полтаве (Российская Империя) в семье отставного генерал-майора. Родители хотели, чтобы старший сын продолжил военную карьеру (отец вышел в отставку генерал-майором, мать была дочерью отставного поручика) и не придавали особого значения художественному таланту мальчика.

 В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году, он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Ещё он брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.
Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887).
Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.
В 1874 году он экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения он сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.
В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Оставаясь его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским, более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко — его «совестью».
В 1874 году он женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор
В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, называемый «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова.
Ярошенко получил образование военного инженера, но, испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). В круг личных знакомств художника входили выдающиеся представители народнической интеллигенции - писатели Г. И. Успенский, В. Г. Короленко, В. М. Гаршин и др. Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко.Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины "Кочегар" (1878). Первым среди русских живописцев Ярошенко представил образ заводского рабочего, показав его не только жертвой изнуряюще тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой. Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя.
Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878; "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881; "Курсистка", 1883). В этих работах художник стремится представить обобщенный образ нового поколения - мыслящего, целеустремленного, деятельного. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876; В. М. Максимова, 1878; И. К. Зайцева, 1886; Н. Н. Ге, 1890; писателей Г. И. Успенского, 1884; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886; А. Н. Плещеева, 1887; В. Г. Короленко, 1898, и др.). Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир.
Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть "не только интересной, но замечательно красивой", а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Она точно вобрала в себя черты героинь А. Н. Островского, которых великолепно воплощала на сцене. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона. В подобревших лицах этих людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл произведения - показать высокую человечность в людях, отвергнутых обществом. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. - "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на Урал, где на угольных рудниках искал прототипы для задуманной картины из жизни рабочих. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника.

Портрет поэта А. Н. Плещеева 1887. Холст, масло. 123X98

Портрет поэта А. Н. Плещеева  На пятнадцатой передвижной выставке Николай Александрович Ярошенко выступил с двумя портретными произведениями. На одном из них запечатлен поэт А. Н. Плещеев, который в ту пору уже имел все основания считаться патриархом демократической поэзии. Ведь с его именем в истории отечественной литературы XIX века связывались страницы ее непосредственного участия в освободительном движении России. В молодости поэт входил в кружок М. В. Петрашевского, где увлекались идеями утопического социализма. После разгрома этой организации подвергся ссылке, из которой духовно не сломленным в конце 1850-х годов вернулся к активной литературной деятельности.
Чувствуется, что художник писал портрет с огромной почтительностью к Плещееву, стремясь сообщить его фигуре особую значительность. Особенно удалось живописцу лицо поэта, по поводу чего в свое время рецензент «Русского курьера» писал: «Милая, бесконечно симпатичная улыбка чуть заметна на губах этого красивого, словно иконописного лица, обрамленного серебром седых волос. Художник будто вложил в этот портрет и душу его оригинала, добрую, отзывчивую, чуткую ко всему прекрасному. Алексей Николаевич, как живой, глядит из рамы».

 

 

Кочегар. 1878 г.Холст, масло. 124x89

КочегарВ этом знаменитом портрете-картине Ярошенко первым среди русских художников ввел в искусство образ индустриального рабочего. На темном фоне картины отчетливо выступает фигура кочегара, освещенная красноватым отблеском пламени. На всем физическом облике этого человека лежит печать каторжных, уродующих человека условий труда: втянулась в плечи голова, сутулится спина, непомерно большими кажутся натруженные жилистые руки. С замечательным мастерством передан художником умный, прямой и укоризненный взгляд кочегара.
Этот образ, как бы вызванный из преисподней капиталистического ада, должен был по замыслу художника будить мысль о несправедливости общественного строя, основанного на бесчеловечной эксплуатации, порождать в людях протест и волю к борьбе.

 

 

 

 

 

Автопортрет
Автопортрет
В парке. Портрет С.Р.Левицкой
В парке. Портрет С.Р.Левицкой
В теплом краю
В теплом краю
Всюду жизнь
Всюду жизнь
Заключенный
Заключенный
Кочегар
Кочегар
Курсистка
Курсистка
На качелях
На качелях
На околице
На околице
Портрет актрисы П.А.Стрепетовой
Портрет актрисы П.А.Стрепетовой
Портрет молодой дамы
Портрет молодой дамы
Портрет учёного Александра Яковлевич...
Портрет учёного Александра Яковлевича Герда
Портрет философа Владимира Соловьёва...
Портрет философа Владимира Соловьёва
Портрет художника Николая Николаевич...
Портрет художника Николая Николаевича Ге
Слепцы
Слепцы
Студент
Студент
Цыганка
Цыганка
Эльбрус в облаках
Эльбрус в облаках