Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859) биография и картины

 Выдающийся русский художник-портретист.
А. В. Тыранов - один из наиболее одаренных учеников А. В. Венецианова, портретист и жанрист. Выйдя на самостоятельную дорогу, он не смог противиться моде и различным жизненным соблазнам и сделался одним из тех, кого Венецианов назвал "потерянными людьми".

 Тыранов родился в семье бедных мещан. В отрочестве писал иконы. В 1824 г. его работы случайно увидел Венецианов и за "способности необычайные" взял в свою школу учеником. В венециановском духе написаны "Автопортрет" (1825), "Две крестьянки за кроснами (Ткачихи)" (1826) и единственный в творчестве Тыранова пейзаж "Вид на реке Тосне близ села Никольского" (1827), весь пронизанный солнечным светом, тишиной и умиротворенностью. Венецианов добился для Тыранова разрешения посещать АХ в качестве вольноприходящего ученика, пристроил его под покровительство ОПХ, достал билет с правом посещать Эрмитаж и работать там.
За интерьеры "Перспективный вид Эрмитажной библиотеки" (1826) и "Внутренний вид Большой церкви Зимнего дворца" (1829), решенные в соответствии с венециановским методом, то есть по всем правилам прямой перспективы и с учетом освещения в определенное время суток, Тыранов получил сначала малую, а потом большую золотую медаль.
Известность его растет. В 1832 г. АХ присваивает ему звание неклассного художника. В 1830-40-х гг. Тыранов - самый популярный в Петербурге портретист, соперничающий только с К. П. Брюлловым. По словам современника, на выставках "около его картин было такое стечение публики, что не было возможности проходить мимо". Среди его моделей - писатель И. И. Лажечников, журналист П. А. Плетнев, художник И. К Айвазовский.
В 1836 г. Тыранов идет в ученики к К. П. Брюллову и увлекается его манерой. Он стремится к внешнему блеску и виртуозной выписанности деталей, все более утрачивая искренность и непосредственность живого восприятия ("Портрет А. Н. Дубельт", 1839; "Портрет неизвестной в лиловой шали", "Портрет Е. П. Ковригиной", оба 1830-х). В 1839-43 г. Тыранов в качестве пенсионера АХ работал в Италии.
Безумно влюбившись в одну из своих натурщиц, он привез ее в Петербург. Судя по всему, эта страсть и погубила художника. Через год, обобранный и покинутый возлюбленной, художник попал в больницу. Оправиться после этого удара судьбы он уже не смог. Поздние его произведения - "Итальянка" (ок. 1851), "Борьба за душу (Ангел, попирающий злого духа). Аллегория" (1850-е) - безжизненны и нарочито академичны. В 1859 г., тяжело больной чахоткой, Тыранов уезжает к брату в г. Кашин, чтобы умереть там.

 

Автопортрет. 1825
Автопортрет. 1825
Ангел, попирающий злого духа в борьб...
Ангел, попирающий злого духа в борьбе за душу
Вид на реке Тосно
Вид на реке Тосно
Внутренний вид Большой церкви Зимнег...
Внутренний вид Большой церкви Зимнего дворца
Девушка с цветком
Девушка с цветком
Девушка, опирающаяся на руку
Девушка, опирающаяся на руку
Интерьер в дворянском доме
Интерьер в дворянском доме
Итальянка
Итальянка
Мастерская художников братьев Н.Г. и...
Мастерская художников братьев Н.Г. и Г.Г. Чернецовых
Моисей, опускаемый матерью на воды Н...
Моисей, опускаемый матерью на воды Нила
Перспективный вид Эрмитажной Библиот...
Перспективный вид Эрмитажной Библиотеки
Портрет Александра Александровича Ал...
Портрет Александра Александровича Алексеева
Портрет композитора А.Ф.Львова
Портрет композитора А.Ф.Львова
Портрет Лажечникова Ивана Ивановича ...
Портрет Лажечникова Ивана Ивановича
Портрет Плетнева Петра Александрович...
Портрет Плетнева Петра Александровича
Портрет художника Ивана Константинов...
Портрет художника Ивана Константиновича Айвазовского
Семейный портрет
Семейный портрет
Ткачихи
Ткачихи