Моллер Федор Антонович (1812-1874) биография и картины

Родился в семье адмирала и морского министра А. В. Моллера. В 1817 зачислен в Морской кадетский корпус в Петербурге. В 1826 выпущен в звании мичмана, служил на флоте и в сухопутных войсках. С 1828 в качестве вольноприходящего ученика посещал рисовальные классы ИАХ. В 1830–1831 участвовал в Польской кампании. В 1832 впервые принял участие в академической выставке, представив картину «Битва при Остроленке», которая была приобретена императором Николаем I. В 1834 за успехи в рисунке награжден малой серебряной медалью. В 1835 вышел в отставку, желая целиком посвятить себя искусству. В том же году за картину по заданной программе «Альцеста, освобождаемая Геркулесом из царства теней» отмечен малой золотой медалью.


С апреля 1837 начал обучение у К. П. Брюллова в классе исторической живописи. В том же году за картину «Семейный портрет» награжден большой золотой медалью и признан «назначенным» в академики. В 1838 на собственные средства отправился в Рим. В 1840 прислал на очередную академическую выставку в Петербург выполненные в Италии картины «Русалка», «Невеста, задумавшаяся над обручальным кольцом» и «Поцелуй». Последнее произведение имело шумный успех. Моллер был удостоен за него звания академика и получил пенсион на два года из средств Кабинета Его Императорского Величества. Сама картина была приобретена Николаем I «для собственных покоев». Впоследствии композиция неоднократно повторялась и варьировалась самим Моллером, копировалась другими живописцами, репродуцировалась в гравюре.
В 1842–1843 художник находился в Петербурге, в 1844–1845 — в Неаполе и Флоренции, с начала 1846 — в Риме. Летом того же года возвратился в Россию. В 1847 снова отправился в Рим. В 1848 побывал в Вене с поручением австрийскому кайзеру. В ноябре 1848 в связи со смертью отца приехал в Петербург. Осенью 1849 получил разрешение отправиться в Рим для завершения начатой им большой композиции «Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий». В 1856 представил картину в Совет ИАХ, был удостоен за нее звания профессора исторической живописи. Кроме того, по распоряжению Александра II художнику был пожалован Владимирский крест II степени и денежное вознаграждение в 10 000 рублей.
В 1856–1860 преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников, до 1861 руководил пенсионерами Общества. В 1860 снова посетил Италию. Зимние месяцы с 1861 до 1866 проводил в Берлине, где работал над живописным циклом, посвященным Александру Невскому, для Большого Кремлевского дворца в Москве. Последние годы жизни провел в своем имении в местечке Заль на острове Эзель.
Ретроспективные выставки творчества Моллера прошли в 1923 в Таллине, 1987 — на острове Сааремаа.
Моллер — один из крупнейших представителей академического направления в русском искусстве середины XIX века. В своем творчестве в разные периоды испытал влияние Брюллова, Ф. Овербека и художников-назарейцев. Историк искусства А. Н. Бенуа считал его скорее любителем, нежели профессиональным художником, отмечая при этом, что «Моллер прославился картиной («Поцелуй». — Прим. авт.), под которой мог бы подписаться сам Брюллов в лучшую свою пору... »
Творчество мастера представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Эстонском Государственном художественном музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

 

Автопортрет
Автопортрет
Несение креста
Несение креста
Апостол Иоанн Богослов, проповедующи...
Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий
Портрет Н.В.Гоголя
Портрет Н.В.Гоголя
Портрет писателя Николая Васильевича...
Портрет писателя Николая Васильевича Гоголя
Поцелуй
Поцелуй