Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902) биография и картины

Выдающийся русский художник-портретист.Поляк по национальности, но уроженец России  родился в семье полкового врача-поляка. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии под руководством ученика К. П. Брюллова Д. И. Безперчия, которого позже называл единственным своим учителем.

В 1860 г. по настоянию отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук. Спустя четыре года будущий певец античной красоты получил степень кандидата за "рассуждение" на тему "Об инстинктах насекомых". И тут же уехал в Петербург, где определился вольно-приходящим в АХ. Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать учеником АХ.

В 1870 г. ему присудили большую золотую медаль за конкурсную картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" с правом на шестилетнее пребывание за границей. Семирадский отправился в Мюнхен - второй после Парижа художественный центр Европы. Здесь он написал первое свое крупное произведение - "Римскую оргию блестящих времен цезаризма" (1872). Картина имела успех, ее приобрела Петербургская АХ, что позволило художнику переехать в Италию.

Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872 

Семирадский снискал себе славу большими много фигурными полотнами (преимущественно из времен античного Рима): «Xристос и грешница» ,1873), «Светочи христианства» («Живые факелы Нерона», 1877), «Фрина на празднике бога морей Посейдона  и другими.

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889.  

Особенно охотно изображая жизнь "блестящих времен цезаризма" и словно бы поддерживая традицию предшественников, в частности К. Д. Флавицкого, Семирадский обращался к трагическим сюжетам из истории христиан. В полотне ≪Светочи христианства≫ он живописует садистскую забаву Нерона, устроившего фейерверк из заживо сжигаемых в просмоленных корзинах христиан. Однако этот сюжет превращен эффектное зрелище ослепительной роскоши императорского Рима. Семирадский обладал хорошей академической выучкой. Он занимался рисунком у Д. И.Бесперчия—ученика Карла Брюллова , затем обучался в Академии(1864—1871). В годы пенсионерства в Мюнхене пользовался советами знаменитого в Европе Карла Пилоти одного из столпов академизма.По свидетельству И. Е. Репина, Семирадский еще в Академии декларировал неприятие социально-критических увлечений своих товарищей. Он защищал идеальное направление в искусстве, красоту —против прозы жизни, не чуждаясь при этом профессиональных достижений реалистической художественной школы, но использовал их эклектически.В картине" фрина на празднике бога морей Посейдона в Элевзине" художник воплотил идею божественной красоты, покоряющей толпу.  

                                                                                                                              Танец среди мечей. 1881.  

Нагое женское тело, написанное не без оглядки на академические каноны, представляет смысловой, сюжетный и композиционный центр картины. Оно традиционно статуарно, но изображено на фоне ласкающего глаз, сверкающего синевой морского простора. В многофигурной композиции полностью сохранено кулисное построение пространства, толпа разбита на традиционные группы и располагается по принципу классического барельефа с четко обозначенными, лишь слегка замаскированными пространственными планами. В трактовке тканей также ощущаются академические приемы. Масса разных деталей, и в первую очередь предметы античной роскоши, усиливают занимательность произведения. Они археологически достоверны и переданы материально.      Привлекательный в своем чувственном великолепии пейзаж написан, надо полагать, на основе натурных этюдов. Тем не менее живопись картины нельзя считать реалистической. В ней лишь подобие реальности, нет пристального изучения натуры, взаимодействия цвета и света, а только, по меткому выражению Стасова, франтоватые пятна высветленного, искусственно подобранного локального цвета.По свидетельству М. В. Нестерова, знавшего Семирадского в Риме, тот имел обыкновение выбирать для натурных этюдов момент красивого освещения, сопоставляя кусок какой-либо нарядной материи с мрамором и т. д. У художнике была в Риме богатея мастерская, полная необходимых для произведения такого рода аксессуаров (мраморы, старинная бронза, амфоры, роскошные вазы).

Семирадский славился и картинами камерного характера, такими, как "танец среди мечей" , "Талисман " , где обыгрывал пикантный сюжет или изображал любовные идиллии античных патрициев, конечно, идеально красивых. Декорацией нередко были все та же роскошная итальянская природа или богатые виллы Помпеи.

 

Автопортрет
Автопортрет
Александр Невский принимает папских ...
Александр Невский принимает папских легатов
Баловник
Баловник
Блудный сын
Блудный сын
В лавке гробовщика
В лавке гробовщика
Гибель Содома. Конец 1860-х
Гибель Содома. Конец 1860-х
Гречанка. 1877
Гречанка. 1877
Две фигуры у статуи сфинкса. 1870-е
Две фигуры у статуи сфинкса. 1870-е
Девушки на террасе у бюста Гомера ...
Девушки на террасе у бюста Гомера
Доверие Александра Македонского к вр...
Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу  1870
Дорога из Рима в Альбано. 1873
Дорога из Рима в Альбано. 1873
Женский портрет. 1866
Женский портрет. 1866
Игра в кости. 1889. Холст, масло
Игра в кости. 1889. Холст, масло
Из античной жизни. По дороге на праз...
Из античной жизни. По дороге на праздник урожая. 1890-е
Избиение младенцев. Конец 1860-х
Избиение младенцев. Конец 1860-х
Итальянский дворик
Итальянский дворик
Итальянский пейзаж
Итальянский пейзаж
Корсары. 1880
Корсары. 1880
Красота и любовь. 1894
Красота и любовь. 1894
Наяды. 1880-е
Наяды. 1880-е
Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е
Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е
Опасный урок. Холст, масло
Опасный урок. Холст, масло
Орфей в подземном царстве. Конец 188...
Орфей в подземном царстве. Конец 1880-х
Отдых. 1890. Холст, масло. 51х81 см
Отдых. 1890. Холст, масло. 51х81 см
Отдыхает. Лежащая натурщица. 1881
Отдыхает. Лежащая натурщица. 1881
Пастушок, играющий на свирели
Пастушок, играющий на свирели
Песня рабыни 1884
Песня рабыни  1884
По примеру богов
По примеру богов
Портрет графини Тышкевич. 1889
Портрет графини Тышкевич. 1889
Портрет молодой римлянки. 1889
Портрет молодой римлянки. 1889
Портрет римлянки. 1890
Портрет римлянки. 1890
Похороны знатного руса. Холст, масло...
Похороны знатного руса. Холст, масло
Похороны руса в Булгаре. Около 1883 ...
Похороны руса в Булгаре. Около 1883
Рим. Деревня. Холст, масло
Рим. Деревня. Холст, масло
Римский нищий. 1876
Римский нищий. 1876
Римский пейзаж
Римский пейзаж
Светочи христианства (Факелы Нерона)...
Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882. Холст, масло
Сельская идиллия. 1886
Сельская идиллия. 1886
Сцена из римской жизни. 1883. Холст,...
Сцена из римской жизни. 1883. Холст, масло
Сцена у колодца. 1890
Сцена у колодца. 1890
Талисман 1884
Талисман  1884
Тризна дружинников Святослава после ...
Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году
У водоёма. 1895. Холст, масло
У водоёма. 1895. Холст, масло
У источника. 1898
У источника. 1898
У храма (Идиллия). 1881
У храма (Идиллия). 1881
Христианская Дирцея в цирке Нерона. ...
Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898. Холст, масло
Христос и грешница
Христос и грешница
Христос и самарянка. 1890. Холст, ма...
Христос и самарянка. 1890. Холст, масло. 101х183 см
Христос у Марфы и Марии. 1886. Холст...
Христос у Марфы и Марии. 1886. Холст, масло. 191х303 см
Цыганка. 1877
Цыганка. 1877
Шопен в салоне князя Антона Радзивил...
Шопен в салоне князя Антона Радзивилла в Берлине в 1829 году
Грешница. 1873. Холст, масло. 250х49...
Грешница. 1873. Холст, масло. 250х499 см
Оргия времен Тиберия на острове Капр...
Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881
Римская оргия блестящих времен цезар...
Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872
Сократ застает своего ученика Алкиви...
Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. 1875
Фрина на празднике Посейдона в Элевз...
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло. 366х544 см
Танец среди мечей. 1881. Холст, масл...
Танец среди мечей. 1881. Холст, масло. 120х225 см