Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957) биография и картины

  М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена.

Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.
Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.
Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал - сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).
Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю "Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы". Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.
Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н. С. Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.
В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э. Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.
Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.
В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными - он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.

Чернигов. Фотография

Чернигов. ФотографияДобужинский — художник города, его причудливых контрастов, где новое сочетается со старым, принимая иногда фантастические формы. В 1912 году Добужинский путешествовал по российским городам, посетил Курск, Воронеж, Чернигов, Нежин. Свою записную книжку этого путешествия он называет «провинциальные курьезы» (главным образом эти «курьезы» касаются архитектурных форм).
Одну из таких причуд архитектуры мы видим на акварели «Чернигов. Фотография». Художника поразило нелепое в своей замысловатости и претенциозности крыльцо одноэтажного деревянного дома на тихой улице провинциального города. Курьезность формы крыльца усугубляется его окраской (красно-синее, оно увенчано зеленым куполом) и двумя фигурами по обе стороны крыльца. Эти фигуры, склоненные в рассматривании фотографий, так же нелепы, как и само крыльцо и чахлые веточки дерева на первом плане. Художник любуется такой нелепостью, но и иронизирует одновременно; в этом столкновении двух планов — любования и иронии — особенность манеры Добужинского, особый стиль его графики 1910-х годов.

 

В ротах. Зима в городе
В ротах. Зима в городе
В Скворечниках. Эпилог. Картина по м...
В Скворечниках. Эпилог. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин»
Вильно. Базар у стены
Вильно. Базар у стены
Вильно. Ночная сцена
Вильно. Ночная сцена
Вильно. Старая стена
Вильно. Старая стена
Витебск
Витебск
Город
Город
Городские типы (Гримасы города)
Городские типы (Гримасы города)
Дания. Театрик
Дания. Театрик
Домик в Санкт-Петербурге
Домик в Санкт-Петербурге
Из жизни Петрограда
Из жизни Петрограда
Канал Хаарлем
Канал Хаарлем
Кукла
Кукла
Лондон. Монумент
Лондон. Монумент
Мойка у Нового Адмиралтейства
Мойка у Нового Адмиралтейства
Набережная в Петербурге
Набережная в Петербурге
Неаполь
Неаполь
Ночь в Санкт-Петербурге
Ночь в Санкт-Петербурге
Окно парикмахерской
Окно парикмахерской
Омнибус в Вильно
Омнибус в Вильно
Петербург. 1914г
Петербург. 1914г
Петербург. Александринский театр
Петербург. Александринский театр
Петербург. Фонтанка. Летний дворец П...
Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра Первого
Петр Великий в Голландии. Амстердам,...
Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании. Набросок.
Поцелуй
Поцелуй
Провинция 1830-х годов
Провинция 1830-х годов
Провинция. Воронеж
Провинция. Воронеж
Сад
Сад
Садик в городе
Садик в городе
Скворечники. Картина по мотивам спек...
Скворечники. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин»
Стеклянная улица в Вильно
Стеклянная улица в Вильно
Улица стекольщиков в Вильно
Улица стекольщиков в Вильно
Улица Тилто в старом Вильно
Улица Тилто в старом Вильно
Учение новобранцев при Николае Перво...
Учение новобранцев при Николае Первом
Фабрика газов. 1914
Фабрика газов. 1914
Человек в очках. Портрет художествен...
Человек в очках. Портрет художественного критика и поэта Константина Суннерберга
Чернигов. Склады
Чернигов. Склады
Чернигов. Фотография
Чернигов. Фотография
Эскиз декораций и мизансцены к комед...
Эскиз декораций и мизансцены к комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне»