Маковский Владимир Егорович (1846-1920) биография и картины

  Этого художника по праву относят к числу наиболее известных во второй половине XIX столетия. Он был деятельным участником знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Его творчество высоко ценили Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, П. И. Чайковский, И. Н. Крамской. В. В. Стасов называл В. Е. Маковского «настоящим национальным живописцем» и утверждал, что он занимает «особенно значительное место как изобразитель главного, всеобщего течения народной жизни».


В. Е. Маковский вырос в семье, принадлежавшей к передовой русской интеллигенции. Отец его — Егор Иванович, дружил со знаменитым московским портретистом В. А. Тропининым и прославленным К. П. Брюлловым, был увлеченным коллекционером полотен русских художников и старинных европейских гравюр и рисунков. Он принимал активное участие в организации первого натурного класса в Москве, из которого вскоре возникло знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И не удивительно, что его сыновья Владимир и Константин стали художниками, чье творчество получило широкое признание еще у современников.
В. Е. Маковский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1866 году, а в 1869 году академический совет присвоил ему звание классного художника.
Первые работы Маковского по темам и настроению близки прозе «Записок охотника» И. С. Тургенева и стихам Н. А. Некрасова. Одни посвящены изображению деревенской детворы, другие — тихим минутам радости в жизни небогатых людей, иногда забавных в своих увлечениях. Возможно, «Собиратель картин и рисунков» — своеобразная пародия на пристрастие отца. Но выполнена она с мягким юмором, гротескный образ коллекционера живописи вызывает у зрителя добрые чувства. «Игра в бабки» (1870) стало самым известным полотном, созданным в те годы. Незамысловатый сюжет из жизни деревенских мальчишек Маковский сумел наполнить ощущением подлинной чистой радости.
С середины 1870-х годов Маковский, подобно многим прогрессивным деятелям русской культуры того времени, пытается высказать свое отношение к теневым явлениям общественной жизни, выступить защитником бедных людей.
В картине «Посещение бедных» (1874) художник открыто становится на сторону «униженных и оскорбленных». Он явно осуждает «акт благотворительности», осуществляемый богатой женщиной, показывая всю его нелепость и никчемность для решения дальнейшей судьбы семьи бедняков. Небольшое даяние не может избавить ее от последующих невзгод, а только усиливает сознание безысходности. Полотно «Крах банка» (1881) изображает трагедию сразу многих «маленьких» людей. Они по-разному реагируют на известие, что банк, где хранились их сбережения, лопнул. Все отчаяние, охватившее людей, как бы выливается в истошном вопле пожилой женщины, указывающей пальцем на бесчувственно смотрящего в пространство, поверх голов, полицейского. Его грузная фигура заслоняет от толпы банкротов двух дельцов. Один из них спешно засовывает во внутренний карман какие-то бумаги.
В полотнах Маковского 1880-х годов многое вызывает в памяти новеллы А. П. Чехова. Прежде всего это можно сказать о небольшой картине «Свидание» (1883), нередко сопоставляемой с известным рассказом писателя «Ванька». Между ними нет прямой связи, но они посвящены одной теме — обездоленному детству. Приехавшая из деревни мать понимает, что жизнь в ученье ужасна, что она ничем не может облегчить участь сына. Выдающимся произведением русской живописи по праву признана картина «На бульваре» (1886-1887). Подвыпивший мастеровой безучастно наигрывает на гармонике. Пришедшая к нему на побывку из деревни жена с грудным ребенком ощущает себя в городе одинокой и ненужной среди незнакомых ей людей. Трагизм ситуации подчеркивается великолепно написанным осенним пейзажем. В нем сразу же узнается бульварное кольцо Москвы с его характерной оградой стоящими по сторонам древнего крепостного вала двухэтажными «обывательскими» домами. Небольшая картина «Обьяснение» (1889-1891), наполненная лирическим чувством, удивительно точно передает напряженные минуты, переживаемые персонажами. Изображенная сцена выполнена художником как мотив, представляющий для него несомненный интерес в решении сугубо формальных живописных задач: прекрасно написаны интерьеры небольших комнат, цветовое построение композиции отличается тонкой гармонией.
С 1890-х годов внимание Маковского сосредоточивается на событиях, связанных с развитием в России революционного движения. Художник работает над такими полотнами неторопливо. Подолгу обдумывая строй каждой композиции. Картину «Осужденный» он, например, писал одиннадцать лет. Двадцать два года работал над полотном «Вечеринка», которое тоже стало одной из наиболее известных картин мастера. Выставленная в 1897 году, она сразу же вызвала оживленную полемику в обществе на страницах журналов и газет.
Художник был создателем остросоциальных картин, мастером жанровой живописи. Он умел тонко чувствовать красоту окружающего мира, внимательно наблюдал людей, симпатичных ему своими интересами и близких по духу, с любовью создавал иллюстрации к произведениям русской литературы, особенно к сочинениям Н. В. Гоголя. И если свое отношение к природе, теплоту к людям в сюжетных полотнах можно было высказать лишь отчасти, то в этюдах, написанных для себя, в портретах — все эти чувства можно было передавать уже в полную меру. Эту неофициальную сторону искусства Маковского помогают почувствовать этюды «Цветущий миндаль» (1890-е), «Затишье» (1903-1904), «Ярмарка на Украине» (1882). Интересны портреты выполненные художником в разные периоды его творчества и с разных по своему социальному значению изображенных. Среди представленных в данном комплекте открыток нужно выделить портреты Е. С. Сорокина и Д. А. Ровинского. Евграф Семенович Сорокин был учителем В. Е. Маковского в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а Дмитрий Александрович Ровинский прославился как неутомимый собиратель, исследователь и издатель русских народных гравированных листов («лубочных картин»), составитель известного «Обозрения иконописания в России до конца XVII века».
Вся жизнь и творчество Владимира Егоровича Маковского были подлинным примером честного гражданского служения русскому народу. Этим он заслужил глубокое уважение у современников, был признан одним из наиболее популярных живописцев России, заняв достойное место в истории развития отечественного искусства.

 

Автопортрет. 1905
Автопортрет. 1905
Без хозяина. 1911
Без хозяина. 1911
Берег Крыма. 1889
Берег Крыма. 1889
Беседа. Идеалист-практик и материали...
Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик
Бродячий скрипач. 1886
Бродячий скрипач. 1886
В жаркий день. 1881
В жаркий день. 1881
В избе лесника
В избе лесника
В мастерской художника
В мастерской художника
В ожидании аудиенции. 1904
В ожидании аудиенции. 1904
В передней. 1884
В передней. 1884
В полдень. 1879
В полдень. 1879
В приемной у доктора. 1870
В приемной у доктора. 1870
В сельской школе. 1883
В сельской школе. 1883
В швейцарской. 1893
В швейцарской. 1893
Варят варенье. 1876
Варят варенье. 1876
Ветряная мельница. 1881
Ветряная мельница. 1881
Вечеринка. 1875-1897
Вечеринка. 1875-1897
Выбор приданого. 1897-1898
Выбор приданого. 1897-1898
Выговор. 1883
Выговор. 1883
Гитарист. 1879
Гитарист. 1879
Два украинца. 1882
Два украинца. 1882
Две матери. Мать приемная и родная. ...
Две матери. Мать приемная и родная. 1905-1906
Две странницы. 1885
Две странницы. 1885
Девочка с гусями. 1875
Девочка с гусями. 1875
Девушки, освещенные солнцем. 1901
Девушки, освещенные солнцем. 1901
Дегустатор табака. 1918
Дегустатор табака. 1918
Друзья-приятели. 1878
Друзья-приятели. 1878
Дьячок. 1871
Дьячок. 1871
За лекарством. 1884
За лекарством. 1884
За щепой. 1892
За щепой. 1892
Игра в бабки. 1870
Игра в бабки. 1870
Иисус Христос. 1894
Иисус Христос. 1894
К венцу (Прощание). 1894
К венцу (Прощание). 1894
Крах банка. 1881
Крах банка. 1881
Крестьянка. 1897
Крестьянка. 1897
Крестьянские дети. 1890. Холст, масл...
Крестьянские дети. 1890. Холст, масло
Крестьянские мальчики. 1880
Крестьянские мальчики. 1880
Литературное чтение. 1866
Литературное чтение. 1866
Ловля рыбы. 1884
Ловля рыбы. 1884
Любители соловьев. 1872-1873
Любители соловьев. 1872-1873
Любитель старины. 1869
Любитель старины. 1869
Мальчик, продающий квас. 1861
Мальчик, продающий квас. 1861
Мальчики в поле
Мальчики в поле
Мать и дочь. 1886
Мать и дочь. 1886
Молебен на крестьянском дворе в Мало...
Молебен на крестьянском дворе в Малороссии. 1886
Молебен на Пасхе. 1887-1888
Молебен на Пасхе. 1887-1888
Молодая женщина с зеркалом
Молодая женщина с зеркалом
Московские типы. 1879
Московские типы. 1879
Музыкальный вечер. 1906
Музыкальный вечер. 1906
На бульваре. 1886-1887
На бульваре. 1886-1887
На Волге. 1897
На Волге. 1897
На кухне. 1913
На кухне. 1913
На парадной лестнице. 1914-1919
На парадной лестнице. 1914-1919
На пароходе по Днепру
На пароходе по Днепру
На приеме у врача. 1900
На приеме у врача. 1900
Наем прислуги. 1891
Наем прислуги. 1891
Не пущу!. 1892
Не пущу!. 1892
Ночлежники (Ночлежный дом в Москве)....
Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889
Обед. 1875
Обед. 1875
Объяснение. 1889—1891
Объяснение. 1889—1891
Ожидание. 1875
Ожидание. 1875
Оправданная. 1882
Оправданная. 1882
Осужденный. 1879
Осужденный. 1879
От дождя. 1887
От дождя. 1887
Охотники на привале. 1887
Охотники на привале. 1887
Пастушки. 1903. Холст, масло
Пастушки. 1903. Холст, масло
Первый фрак. 1892
Первый фрак. 1892
Перед объяснением (Свидание). 1898-1...
Перед объяснением (Свидание). 1898-1900
Письмо. 1883
Письмо. 1883
Письмо
Письмо
Под венец. 1884
Под венец. 1884
Поздравление. 1878
Поздравление. 1878
Политики. 1884
Политики. 1884
Портрет академика Ивана Ивановича Ян...
Портрет академика Ивана Ивановича Янжула. 1907
Портрет императрицы Марии Фёдоровны....
Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1912. Холст, масло
Портрет композитора Александра Серге...
Портрет композитора Александра Сергеевича Даргомыжского
Портрет художника Иллариона Михайлов...
Портрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова. 1883
Посещение бедных. 1874
Посещение бедных. 1874
Приезд учительницы в деревню. 1896-1...
Приезд учительницы в деревню. 1896-1897
Продавец кваса. 1879
Продавец кваса. 1879
Пьяница
Пьяница
Рыбак. Финляндия. 1899
Рыбак. Финляндия. 1899
Рыбачки. 1886. Холст, масло
Рыбачки. 1886. Холст, масло
Свидание. 1883
Свидание. 1883
Секрет. 1884
Секрет. 1884
Слушают граммофон. 1910
Слушают граммофон. 1910
Старик с трубкой. 1881
Старик с трубкой. 1881
Тет-а-тет. 1885-1905
Тет-а-тет. 1885-1905
Узник. 1882
Узник. 1882
Украинский пейзаж с хатами. 1901
Украинский пейзаж с хатами. 1901
Утренний чай. 1891
Утренний чай. 1891
Художник и подмастерье
Художник и подмастерье
Художник, продающий старые вещи тата...
Художник, продающий старые вещи татарину (Мастерская художника). 1865
Чудо в Кане. 1887
Чудо в Кане. 1887
Шарманщик. 1879
Шарманщик. 1879
Этюд к картине 9 января 1905 года на...
Этюд к картине 9 января 1905 года на Васильевском острове
Ярмарка в Полтаве
Ярмарка в Полтаве