Гау Владимир Иванович (1816-1895) биография и картины

 Владимир Иванович Гау родился 4 февраля 1816 г. в Ревеле в семье художника Иоганна Гау (1771-1838). Первые уроки рисования В. Гау получил у отца.
Быть придворным живописцем российского императорского двора XIX века, видимо, означало успешную карьеру художника. По крайней мере, для многих из них. И это в какой-то степени достаточно объективная оценка таланта художника, подразумевавшая умение красочно и похоже передавать августейших особ и их приближенных.
Именно эти качества присутствовали у Владимира Ивановича Гау, который после окончания Академии художеств (1832—1836) и совершенствования своего мастерства в Германии и Италии (1838—1840) по возвращении на родину становится придворным портретистом (1840). Понятно, что звание академика придет к В.И. Гау со временем (1849) — после серии портретов Николая I и Александры Федоровны, великих князей и княгинь, их детей, офицеров Кавалергардского полка, известных в России людей (среди них — портрет Натальи Николаевны Пушкиной, 1844). Так, соприкасаясь с лицами и позами своих «высоких» современников, придворный художник по определению становится художником историческим. И в этом его творчество представляет особый интерес для следующих поколений.
Необходимо добавить, что особым успехом пользовались акварельные портреты и миниатюры В.И. Гау. В этом виде художественного творчества он был одним из ведущих российских мастеров.
Акварельный портрет не был принадлежностью исключительно русской культуры. Этот жанр был распространен по всей Европе в очень небольших формах, что объясняется общим развитием искусства и практическими потребностями общества в портретах небольшого размера. При каждом европейском дворе работали акварелисты, писавшие портреты, которые затем часто тиражировались литографическим способом.
В.И.Гау легко примкнул к немецкой традиции, так как между русским и немецким искусством 1830-1850 годов существовали тесные связи. Непосредственными его учителями были художники из Прибалтики.
В изображениях Гау как бы выведена формула аристократизма во внешнем проявлении и определены составляющие ее элементы. Они постоянны и переходят из портрета в портрет — ясное и спокойное выражение лица, осанка, поворот головы, модная одежда. Но индивидуальность совсем не обязательно теряется за внешним стереотипом. Портретная концепция 1840-х годов предполагала точное до натурализма портретное сходство. Лица на портретах Гау всегда индивидуальны.
В. И. Гау был ведущим мастером портретной акварели на протяжении трех десятилетий. Ему подражали многие мастера, его оригиналы использовались для гравюр и литографий. Творчество художника определяло развитие акварельного портрета в 1840-1860 годы, пока этот жанр не был почти полностью вытеснен более доступной фотографией.

  

Автопортрет
Автопортрет
Дама в багряном, 1848г
Дама в багряном, 1848г
Женский портрет. 1850-е
Женский портрет. 1850-е
Император Николай I на смертном одре
Император Николай I на смертном одре
Портрет великой княжны Александры Ни...
Портрет великой княжны Александры Николаевны. Около 1840г
Портрет графини Анны Владимировны Бо...
Портрет графини Анны Владимировны Бобринской
Портрет дочери художника
Портрет дочери художника
Портрет неизвестной дамы в голубом п...
Портрет неизвестной дамы в голубом платье и с красной шалью,1847г
портрет статс-дамы Татьяны Борисовны...
портрет статс-дамы Татьяны Борисовны Потемкиной