Врубель Михаил Александрович (1856-1910) биография и картины

Михаил Александрович Врубель —один из самых поэтических, страстных и вдохновенных русских художников конца XIX — начала XX века. Родился Врубель в Омске, окончил Петербургский университет (юридический факультет), затем учился в Академии художеств (1880—1884).

Художник обладал даром графической черты и формы, ни одна работа не могла застать его врасплох. Он мог мастерски справиться с любой работой, считая ее вызовом своему мастерству: написать картину, расписать блюдо, изваять скульптуру, придумать различные ни на что не похожие орнаменты и виньетки, сочинить театральный занавес. Врубель мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем “модерн”, вызов которого был принят художником. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих “Фауст” для дома А. В. Морозова в Москве, 1856; “Утро”, 1897)”. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (“Пан”, 1899, “К ночи”, 1900, “Сирень”, 1900).

 До 1896 года Врубель был одной из заметных фигур абрамцевского кружка, “придворным художником” С. Мамонтова. Он занимался оформлением интерьеров в особняках московских меценатов и буржуа, предпочитая использовать в их оформлении фантазии на тему античного мира и средневековых рыцарских легенд. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру “Маска льва”. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работает вместе с самым значительным архитектором московского модерна Ф.И. Шехтелем (“Полет Фауста и Мефистофеля”).
В 1890-е гг. Врубель выполняет декоративные панно и станковые произведения “Венеция” (1893), “Испания” (ок. 1894) и “Гадалка” (1895), “Принцесса Греза” (1896); иллюстрирует произведения М. Лермонтова, изданные к 50-летию со дня смерти поэта участвует в оформлении спектаклей в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова: опер Н. А. Римского-Корсакова “Садко”, 1897, “Царская невеста”, 1899, “Сказка о царе Салтане”, 1900; исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики “Снегурочка”, “Лель”, “Садко”, “Египтянка” и др.; панно “Микула Селянинович и Вольга”; “Роберт и монахини” (бронза, 1896), “Морской царь “ (керамика, 1899-1900). Музыка Н. А. Римского- Корсакова, привлекавшая внимание художника поэзией водной стихии, была одним из стимулов в обращении художника к “изобразительному фольклору” (майолика “Купава” 1898 — 1899 г., “Морская царевна” 1897 —1900 гг., “Прощание царя морского с царевной Волховой” (1899), “Садко” 1899 — 1900 гг.)
Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно — “Принцесса Греза” (по Э. Ростану) и “Микула Селянинович”. Мамонтов превратил дебют Врубеля настоящий бенефис; несмотря на то, что специальная комиссия Петербургской Академии художеств отвергла панно Врубеля “как нехудожественные”, меценат решил показать их и на арендованном им рядом с входом на выставку участке земли соорудил павильон, нам крыше которого громадными буквами было написано “Панно Врубеля”. По указанию Мамонтова на этой на выставке были представлены восемь картин Врубеля и его скульптура. В то же самое время в городском театре Нижнего Новгорода проходили гастроли Мамонтовской частной оперы, представлявшей спектакль “Гензель и Гретель” в декорациях Врубеля, а портал сцены был украшен занавесом “Италия. Неаполитанская ночь”, выполненным Врубелем для Русской частной оперы.
В 1896 году Врубель впервые услышал голос одной из самых выдающихся русских певиц Надежды Ивановны Забелы, которая вскоре стала его женой. Она была любимой певицей Римского-Корсакова, писавшего для нее партии сопрано в всех своих операх, начиная с “Царской невесты”. Врубель влюбился в голос Надежды Ивановны прежде, чем узнал и полюбил ее саму, он полюбил образ, мечту, которую она воплощала.
Врубель писал много портретов жены, которые стали одной из важных страниц его творчества. Художник выступал оформителем почти всех спектаклей жены, сам придумывал ей костюмы и грим, сам одевал ее перед спектаклем, присутствовал на всех ее выступлениях и был рад огромному успеху жены.
Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге). По воспоминаниям мемуаристов Врубель, не любил живопись Ге, но в своем творчестве он обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, невольно следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге. Врубелю довелось несколько раз летом поработать в мастерской Ге, на его хуторе близ Чернигова. Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. Ночной колорит живописных “ноктюрнов” Врубеля “Сирень” (1900) и “Пан”, связанных единством мифологического сюжета, картины “К ночи” и “Царевна-Лебедь” перекликается с поздними произведениями Ге. Но Врубель, в отличие от “глухой ночи” Ге, благодаря световым и цветовым колебаниям, красочно изображает ночь глубокую и прозрачную, полную волшебства. “Ночной пленэр” этих произведений Врубель противопоставляет господствующему в то время дневному.
Возврат Врубеля к демонической теме в конце 90-х годов сопровождается воспоминанием о ночных сценах Ге — художник создает свой цикл на демоническую тему, как бы продолжая в нем идею цикла картин Ге о страстях Христа.
Врубель был счастлив в браке, его популярность росла как на дрожжах, но все же именно в это время у художника появились первые симптомы душевной болезни, которые обострились и привели к срыву после рождения сына с заячьей губкой. Художник постоянно находился под наблюдением врачей.
В 1900-е гг. в творчестве Врубеля возникают черты болезненного надлома, нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину “Демон поверженный” (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его “магического театра”. Работу над ней он продолжал даже во время выставки, меняя на глазах у публики черты и выражение лица демона, световое и цветовое решения картины. Бенуа писал: “Каждое утро... публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Лицо становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое...” Это произведение принесло художнику славу декадента.
После нервного срыва начинаются годы Врубеля в психиатрической лечебнице, где Надежда Ивановна постоянно навещала мужа и даже часто пела для него. Врубель был очень привязан к жене и умел поэтизировать недостатки ее внешности. По словам сестры Забелы он “часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему”. Врубель видел в жене нечто ангельское, это легко заметить по ее “Портрету на фоне березок” (1904).
Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: “Обдумывает ход (игра в шахматы)”, “Кровать”; из цикла “Бессонница”, “Дерево у забора” (1903-04); графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904); “После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель”(1905); натюрморты “Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан”. Поздним автопортретам Врубеля характерны горькая складка губ и гордое, замкнутое выражение лица. Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова.
Врач-психиатр Ф. А. Усольцев, в клинике которого лечился Врубель, писал в своих воспоминаниях: “Часто приходится слышать, что творчество Врубеля больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить... До тех пор пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть, он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства...”
За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Художник пробыл в психиатрической лечебнице с 1902 по 1910 год, но он так и не узнал, что в 1906 г. Академия наук присвоила ему звание академика; не знал о триумфальном успехе в России и Европе объединения “Мир искусства”, в первых выставках которого он участвовал. Все политические и культурные события конца XIX — начала XX вв. пришлись на период его болезни. Врубель оказался отрезанным от культурной жизни своего времени и уже при жизни отошел в область легенды. Его считали своим учителем и художники “Голубой розы”, экспонировавшие на своих выставках произведения Врубеля; поэты-символисты Александр Блок, Андрей Белый.
Участие Врубеля в выставочной деятельности “Мира искусства” и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров — картины “Царевна-Лебедь”, “Сирень” (обе 1900), “Демон поверженный” (1902), “Шестикрылый серафим” (1904) и др.
В искусстве серебряного века Врубель сыграл огромную роль. В своем творчеством он отразил как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Характеризуя художника и его творчество, К. Петров-Водкин писал: “Врубель был нашей эпохой”.
Врубель был умным и глубоким человеком, прекрасно знал классическое искусство и литературу, иностранные языки. Он был открытым и легким в общении, но весь состоял из парадоксов. Но несмотря на легкомысленное богемное существование, Врубель очень серьезно относился к своему творчеству, и в то же время, при всем серьезном и ревнивом отношении к своим произведениям в процессе работы, он легко расставался со ними тогда, когда они уже были готовы.
В нем было заложено что-то загадочное, он любил интриговать и удивлять окружающих. Некоторые странности проявлялись в поведении художника еще задолго до его болезни. Известен случай, когда Врубель, будучи в Киеве, исчез из города, сообщив впоследствии окружающим, что был на похоронах отца, а через некоторое время отец появляется живым и здоровым перед теми же самыми людьми.
Смерть Врубеля привела к всплеску его популярности. Он был торжественно похоронен Академией художеств. Речь над его могилой произнес А. Блок. А известный историк искусства. А. Бенуа в своей статье, опубликованной в день похорон, писал: “Жизнь Врубеля … дивная патетическая история, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения … будут оглядываться на последние десятки XIX века как на “эпоху Врубеля”.

Демон поверженный. 1901 Акварель, гуашь, позолота. 210X300

Демон поверженныйОбраз Демона, навеянный поэмой М. Ю. Лермонтова, занимает в его творчестве совершенно особое место. Он владел воображением Врубеля более десяти лет, в его трактовку вложено много личных переживаний и размышлений. Для художника это была тема борьбы добра и зла, тема противоречий человеческой души, человеческого духа. Врубель пишет Демона сидящего, Демона летящего, и наконец, Демона поверженного — трагический финал борьбы, крушение надежд.

Эмоциональный строй своих произведений Врубель передает ритмом цветных плоскостей, богатой игрой света и тени, сочетанием «врубелевских» тонов: лиловых, розовых, тёмно-синих.

Акварель «Демон поверженный» является одним из вариантов эскиза композиции большой картины того же названия, находящейся в Государственной Третьяковской галерее и оконченной художником годом позже, в 1902 году.

Тело Демона распростерто на сломанных крыльях. Фон — горные вершины, освещенные розоватым неярким светом. Дугообразно изогнутое поверженное тело Демона с длинными тонкими руками кажется хрупким и невесомым. Линии его крыльев сливаются с линиями клубящихся облаков, образуя единый мир стихии неба и воздуха. В этом произведении Врубеля отразилась несбыточность его мечты о прекрасном и гармоничном человеке.

К ночи. 1900 Холст, масло. 129x180

К ночиКартина Михаила Александровича Врубеля «К ночи» написана на Украине, на хуторе, принадлежавшем Н. Н. Ге, где художник проводил лето 1900 года. Воспроизводя сцену «ночного», Врубель словно снимает с природы дневной «золотой покров» и обнажает тайную, фантастичную и завораживающую жизнь украинской ночи. Жидкой, растекающейся по крупнозернистому холсту краской он пишет темно-красные, горящие цветы чертополоха. Появляясь из темной коричнево-зеленой массы, они вытягивают вверх свои пламенеющие головы. Золотые вспышки, пробегающие по тонким, словно движущимся стеблям, ложащиеся на узорчатые листья, кажется, рождаются не от света затихающей вечерней зари, а исходят от самих цветов. Потухшее небо с бледным полумесяцем, погрузившаяся во тьму дальняя полоса земли усиливают ощущение пробуждающейся ночной жизни, которую изобразил художник на первом плане. Чувство напряженной тревоги и тайного беспокойства еще более обостряется присутствием чернобородого пастуха, опирающегося на посох, — то ли пастуха, то ли некоего мифического существа из народных поверий, появление которого было бы столь естественным в этой врубелевской ночи.Художественное восприятие Врубеля, несмотря на острую характерность и глубоко личное переживание жизни природы, не является сугубо субъективным. Мастер уловил какое-то важное состояние, которое действительно свойственно природе, и свое художественное прозрение воплотил в совершенной живописной форме. За полвека до Врубеля сходное восприятие ночи было выражено в прекрасных стихах Ф. И. Тютчева.

 

Автопортрет с раковиной. 1905
Автопортрет с раковиной. 1905
Автопортрет. 1882
Автопортрет. 1882
Автопортрет. 1904
Автопортрет. 1904
Автопортрет. 1904-1905
Автопортрет. 1904-1905
Автопортрет1. 1905
Автопортрет1. 1905
Александровская слобода. 1899
Александровская слобода. 1899
Белая азалия с листьями1. 1886-1887
Белая азалия с листьями1. 1886-1887
Богоматерь с Младенцем. 1884-1885
Богоматерь с Младенцем. 1884-1885
Богоматерь с Младенцем. 1885
Богоматерь с Младенцем. 1885
Букет в синей вазе. 1887
Букет в синей вазе. 1887
Валькирия. 1899
Валькирия. 1899
Воскресение. 1887
Воскресение. 1887
Воскресение. Эскиз росписи Владимирс...
Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
Восточная сказка. 1886
Восточная сказка. 1886
Восточный танец. 1887
Восточный танец. 1887
Гадалка. 1895
Гадалка. 1895
Гамлет и Офелия. 1883
Гамлет и Офелия. 1883
амлет и Офелия. 1884
амлет и Офелия. 1884
амлет и Офелия. 1888
амлет и Офелия. 1888
Гвидон (экран для камина)
Гвидон (экран для камина)
Гензель и Гретель (Т.С.Любатович и Н...
Гензель и Гретель (Т.С.Любатович и Н.И.Забела в ролях оперы З.Гумпердинка)
Герман и Елецкий. 1901
Герман и Елецкий. 1901
Голова Демона на фоне гор. 1890
Голова Демона на фоне гор. 1890
Голова Демона
Голова Демона
Голова Демона1. 1890-1891
Голова Демона1. 1890-1891
Голова Демона2. 1890-1891
Голова Демона2. 1890-1891
Голова Иоанна Предтечи. 1905
Голова Иоанна Предтечи. 1905
Голова пророка. 1904-1905
Голова пророка. 1904-1905
Город Леденец. 1900
Город Леденец. 1900
Грязной. 1899
Грязной. 1899
Дама в лиловом. Портрет артистки Н.И...
Дама в лиловом. Портрет артистки Н.И. Забелы-Врубель. 1904
Дворик зимой. 1903-1904
Дворик зимой. 1903-1904
Девочка на фоне персидского ковра. 1...
Девочка на фоне персидского ковра. 1886
Демон (сидящий). 1890
Демон (сидящий). 1890
Демон поверженный. 1901
Демон поверженный. 1901
Демон поверженный
Демон поверженный
Демон поверженный2. 1902
Демон поверженный2. 1902
Демон сидящий. 1890
Демон сидящий. 1890
Дерево у забора. 1903-1904
Дерево у забора. 1903-1904
Деталь китайской парчи. 1886
Деталь китайской парчи. 1886
Дуэль Печорина с Грушницким. 1890-18...
Дуэль Печорина с Грушницким. 1890-1891
Женская голова (Э.Л.Прахова). 1884-1...
Женская голова (Э.Л.Прахова). 1884-1885
Женский портрет
Женский портрет
Зимняя канавка. 1901
Зимняя канавка. 1901
Игры наяд и тритонов
Игры наяд и тритонов
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова ...
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
Италия. Неаполитанскяа ночь. 1891
Италия. Неаполитанскяа ночь. 1891
Италия. Сцены из античной жизни. 189...
Италия. Сцены из античной жизни. 1891
Итальянский рыбак. 1884-1885
Итальянский рыбак. 1884-1885
К ночи. 1900
К ночи. 1900
Кампанулы. 1904
Кампанулы. 1904
Катанья. Сицилия. 1894
Катанья. Сицилия. 1894
Красная азалия (Два цветка). 1886-18...
Красная азалия (Два цветка). 1886-1887
Красные цветы и листья бегонии корзи...
Красные цветы и листья бегонии корзине. 1886-1887
Левая рука художника. 1882-1883
Левая рука художника. 1882-1883
Летящий Демон. 1899
Летящий Демон. 1899
Лилия. 1895-1896
Лилия. 1895-1896
Микула Селянинович. 1896
Микула Селянинович. 1896
Море
Море
Моцарт и Сальери слушают игру слепог...
Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884
Муза. 1890
Муза. 1890
Надгробный плач1. 1887
Надгробный плач1. 1887
Надгробный плач2. 1887
Надгробный плач2. 1887
Надгробный плач3. 1887
Надгробный плач3. 1887
Надгробный плач4. 1887
Надгробный плач4. 1887
Натурщик 1
Натурщик 1
Натурщик
Натурщик
Натурщица в восточном костюме. 1884
Натурщица в восточном костюме. 1884
Натурщица в обстановке Ренессанса. 1...
Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883
Натюрморт. Гипсовая маска рожок канд...
Натюрморт. Гипсовая маска рожок канделябра. 1885
Натюрморт. Подсвечник графин и стака...
Натюрморт. Подсвечник графин и стакан. 1905
Натюрморт. Художественные принадлежн...
Натюрморт. Художественные принадлежности автора. 1905
Натюрморт. Цветы пресс-папье и други...
Натюрморт. Цветы пресс-папье и другие предметы. 1885
Ночь в Италии. 1891
Ночь в Италии. 1891
Обдумывает ход (игра в шахматы). 190...
Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904
Обручение Марии с Иосифом. 1881
Обручение Марии с Иосифом. 1881
Одесский порт (Берег моря). 1885
Одесский порт (Берег моря). 1885
Орхидея. 1886-1887
Орхидея. 1886-1887
Павлин. Начало 1900-х
Павлин. Начало 1900-х
Пан. 1899
Пан. 1899
Пантомима. 1896
Пантомима. 1896
Персидский принц. 1886
Персидский принц. 1886
Полевые цветы. 1884
Полевые цветы. 1884
Порто-Фино. Италия. 1894
Порто-Фино. Италия. 1894
Портрет артистки Н.И.Забелы-Врубель,...
Портрет артистки Н.И.Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire, исполненном по замыслу художника. 1898
Портрет артистки Надежды Ивановны За...
Портрет артистки Надежды Ивановны Забелы-Врубель, жены художника
Портрет В.А.Серова. 1885
Портрет В.А.Серова. 1885
Портрет В.А.Усольцевой
Портрет В.А.Усольцевой
Портрет В.С.Мамонтова. 1890-1891
Портрет В.С.Мамонтова. 1890-1891
Портрет военного (Печорин на диване)...
Портрет военного (Печорин на диване). 1889