Воробьев Максим Никифорович (1787-1855) биография и картины

М.Н.Воробьев был сыном солдата, дослужившегося до чина унтер-офицера, а после отставки нанявшегося смотрителем в Академию Художеств. Здесь и получил образование будущий художник: в 1798 г. он был зачислен в архитектурный класс, которым руководил Ж. Б. Тома де Томон, а закончил АХ в 1809 г. по классу пейзажной живописи.

 Жизнь Воробьева сложилась благополучно: в 1814 г. он стал академиком, в следующем году начал преподавать, в 1823 г. получил звание профессора, а в 1843-м - заслуженного профессора. Он воспитал несколько десятков учеников, среди которых было немало отличных пейзажистов (И. К. Айвазовский, А П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио, Г. Г. и Н. Г. Чернецовы и др.); при этом и сам всю жизнь не оставлял кисти. Воробьев писал городские и морские пейзажи, архитектурные памятники и виды природы, а порой и эпизоды войны.
 Он много ездил по России, неоднократно бывал за рубежом и по впечатлениям от поездок создавал новые произведения. В 1813-14 гг. художник побывал с русскими войсками в Западной Европе; результатом поездки стало его полотно, изображающее торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже по случаю победы. Немного позднее исполнил серию превосходных видов Москвы, главным образом писал Кремль.
Широкую известность принесли Воробьеву картины, созданные после поездки на Ближний Восток (1820-21): "Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме" (1822), "Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме" (1824), "Внутренний вид Армянской церкви в Иерусалиме" (1820-е) и др. В конце 1820-х гг. художник посетил и театр военных действий на Дунае. По сделанным во время поездки наброскам и зарисовкам были написаны великолепные по колориту пейзажи: "Босфор", "Берег моря близ Варны" (оба 1829). Картины Воробьева неизменно пользовались успехом у публики и критиков, многие из них ему приходилось повторять для заказчиков.
 Все же самая ценная часть наследия художника - петербургские пейзажи, созданные в основном в пору его творческого расцвета, в 1820-30-е гг. Романтический образ Петербурга с его прохладной красотой предстает в пейзажах "Закат солнца в окрестностях Петербурга" (1832), "Набережная Невы у Академии художеств" (1835), "Лунная ночь в Петербурге" (1839), "Постройка Исаакиёвского собора", "Петропавловская крепость" (оба 1830-х) и др.
 Живописец-романтик, он сумел воспринять город по-новому - в единении с динамичной жизнью природы, с изменчивым состоянием атмосферы и освещения. Влияние его живописи испытали многие русские художники.

Осенняя ночь в Петербурге

Осенняя ночь в ПетербургеВ зрелом творчестве Максима Никифоровича Воробьева поздний русский романтизм получил пластически завершенные, но порою внешние формы. Ученик Ф. Я. Алексеева Воробьев продолжил традицию изображения городских видов и в лучших работах проявил себя как мастер лирического дарования. Одно из таких произведений — «Осенняя ночь в Петербурге». «Северную Пальмиру» Воробьев изобразил в необычном эмоциональном ключе. Величественный град Петров на его полотне предстал погруженным в тревожную темноту осенней ночи. Неожиданный настрой произведению придает освещение. Мотив лунного пейзажа, при всей его эффектной картинности, несомненно, присутствующей в этой работе, звучит смятенно и беспокойно.
Есть определенное противоречие между строгостью прямых, словно очерченных по линейке, линий набережной, устойчивой организованностью городского пространства и обостренной напряженностью пробивающегося сквозь плотный туманный петербургский воздух лунного света. Белый диск луны своей холодной неподвижностью оттеняет бурную динамику темных клубящихся облаков. Немая статика египетских сфинксов, чернота силуэтов колонн, острых мачт и фонарей на фоне лихорадочно горящего оранжевыми красками неба, куда-то спешащие запоздалые прохожие, бездомные, нашедшие приют на граните пристани, еще более подчеркивают нетрадиционный драматизм созданного Воробьевым образа «города пышного, города бедного».

 

Аллея в Альбано. Начало 19 века
Аллея в Альбано. Начало 19 века
Босфор
Босфор
Вид военного телеграфа около Варны ...
Вид военного телеграфа около Варны
Вид города Гродно
Вид города Гродно
Вид из окна
Вид из окна
Вид московского Кремля (со стороны К...
Вид московского Кремля (со стороны Каменного моста)
Вид Московского Кремля от Устьинског...
Вид Московского Кремля от Устьинского моста
Вид с террасы Елагина
Вид с террасы Елагина
Вид с Яузы на Московский Кремль
Вид с Яузы на Московский Кремль
Вид усадьбы Грузино со стороны Волхо...
Вид усадьбы Грузино со стороны Волхова
Восточный пейзаж
Восточный пейзаж
Восход солнца. В предместьях Санкт-П...
Восход солнца. В предместьях Санкт-Петербурга
Дуб, раздробленный молнией. Аллегори...
Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника
Елагин остров ночью
Елагин остров ночью
Закат в Риме
Закат в Риме
Исаакиевский собор и памятник Петру ...
Исаакиевский собор и памятник Петру
Итальянский пейзаж
Итальянский пейзаж
Лунная ночь в Петербурге
Лунная ночь в Петербурге
Набережная Невы у Академии художеств...
Набережная Невы у Академии художеств
Невка на Елагином острове
Невка на Елагином острове
Одесса
Одесса
Осенняя ночь в Петербурге. Пристань ...
Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость
Посещение двух арабских шейхов
Посещение двух арабских шейхов
Приморский вид в Италии
Приморский вид в Италии
Смирна
Смирна