Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) биография и картины

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)

Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником.

В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — “Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом”. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы “на свободе и просторе на интересных предметах учиться”. Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть тяжелый труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось.
В 1867 году по приглашению генерал-губернатора Кауфмана он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. “Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...”, — писал художник. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869 — 1870 годах Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится с этой своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока; в результате создает большую серию картин о Средней Азии. Художник свободно владеет кистью, и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда...
Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер произведений — результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. “Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье”.
В картине “У крепостной стены. Пусть войдут” (1871) в напряжении ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине “Вошли” — то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат: “Высматривают” (1873), “Нападают врасплох” (1871), “Представляют трофеи” (1872), “Торжествуют” (1872) и “Апофеоз войны” (1871 — 1872). “Я не знаю, — писал И. Н. Крамской о Верещагине, — есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей...”
Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: “Забытый”, “Окружили — преследуют” и “Вошли”.
Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.
В 1874 — 1876, 1882 — 1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз; в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов. К числу лучших этюдов относятся: “Буддийский храм в Дарджилинге” (1874 — 1875), “Ледник на дороге из Кашмира в Ладак” (1875), “Мавзолей Тадж-Махал” (1874 — 1876).
Ряд картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. У него возник замысел создания большой живописной поэмы, которая должна была рассказать об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной независимой страны в колонию Британской империи. Художник успел выполнить только некоторые из этих картин, в частности, “Процессию английских и туземных властей в Джейпуре” (1875 — 1879).
Вспыхнувшая в 1877 — 1878 годах русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб.
“Выполнить цель, которой я задался, — писал Верещагин, — дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то”.
Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Художник раскрыл и оборотную сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: “Землянки на Шипке”, “Батареи на Шипке”, “На Шипке все спокойно” (1878 — 1879), “Шипка-Шейново” (1878 — 1879).
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: “Атака” (1881), “После атаки” (1881). Картины “Победители” (1878 — 1879), “Побежденные. Панихида по убитым” (1878 — 1879) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине “высочайших особ” был уничтожен почти целый полк егерей. В картине “Победители” изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат; другая — “Побежденные”— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат.
Картины Балканской серии отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.
1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем. Он вторично едет в Индию (1882 — 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883 — 1884). Так возникает “Палестинская серия”, состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Значительна работа художника над созданием “Трилогии казней”: “Распятие на кресте во время владычества римлян”, “Казнь заговорщиков в России” (1884 — 1885) и “Подавление индийского восстания англичанами” (около 1884). Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года.
Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880 — 1890 годах, явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы — “показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом”. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его “пьедестала героя, на который он вознесен”.
Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: “Наполеон на Бородинских высотах” (1897) и “Конец Бородинского боя” (1899 — 1900). Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: “В Успенском соборе” (1887 — 1895), “Пожар” (1896 — 1897), “Сквозь пожар” (1899 — 1900), “Расстрел в Кремле” (1897 — 1898) и другие. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: “В Гродно — пробиваться или отступать”, “На этапе — дурные вести из Франции” (1887 — 1895), “Ночной привал великой армии” (1896 — 1897). Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Важно отметить и то, что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как Д. Давыдов, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного освободительного движения.
...Крупные хлопья белого снега покрыли ветви сосен. В засаде крестьяне ожидают врага. Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение видно на лицах партизан, но старый, опытный и мудрый руководитель сдерживает товарищей. “Не замай, дай подойти”, — словно говорит он. Эти слова являются названием картины (1887 — 1895). Художник прибегает к широкой, несколько декоративной трактовке пейзажа, стремясь создать обобщенный эпический образ русской природы. В картине “С оружием в руках — расстрелять” (1887 — 1895) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. В одном из последних произведений “Ночной привал великой армии” изображен бесславный конец захватчиков, полный разгром некогда непобедимого войска.
Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.
До конца жизни художник не прекращал путешествовать. После поездки в Сирию и Палестину, в конце 80-х начале 90-х годов он дважды был в Америке, в 1901 — 1902 годах — на Филиппинах и Кубе, в 1903 году — в Японии. Впечатления от Японии отразились в ряде этюдов, дающих представление о старинной, полной своеобразия архитектуре, национальных обычаях этой интересной страны.
Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению Репина, “полетел” на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. “Одни, — писал Верещагин, — распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок”.
31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб на броненосце “Петропавловск”, взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.

Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой.

Шипка-Шейново. Скобелев под ШипкойКартина завершает знаменитую «Балканскую» серию художника, она относится к немногим его произведениям, посвященным теме воинской победы. Изображена сцена парада русских войск по случаю победы, одержанной под Шипкой. Мимо рядов героических русских солдат, выстоявших в смертельной схватке с врагом, скачет кавалькада офицеров во главе с генералом Скобелевым. Однако сцена парада отодвинута в картине на дальний план. На переднем плане — само поле сражения с еще неубранными трупами, разбитыми траншеями и пушками. Показывая победу, художник показывает и цену победы. В этом сопоставлении раскрывается основная мысль Верещагина. Восхищаясь доблестью и самоотверженностью солдат, художник и в изображение военного триумфа вносит трагическую ноту. И в этом произведении Верещагин остается последовательным сторонником правдивого отображения войны.
Колористическая гамма картины с преобладанием серовато-белых тонов убедительно передает атмосферу зимнего пасмурного дня в горах и, главное, позволяет четко выделить основное: темную шеренгу солдат вдали и жестокие следы сражения на переднем плане.

 

Апофеоз войны. 1871
Апофеоз войны. 1871
Араб на верблюде. 1869-1870
Араб на верблюде. 1869-1870
Афганец. 1867-1868
Афганец. 1867-1868
Афганец. 1869-1870
Афганец. 1869-1870
Бания (торговец). Бомбей. 1874-1876
Бания (торговец). Бомбей. 1874-1876
Богатый киргизский охотник с соколом...
Богатый киргизский охотник с соколом. 1871
Браминский храм в Адельнуре. 1874-18...
Браминский храм в Адельнуре. 1874-1876
Буддийский храм а Дарджилинге. Сикки...
Буддийский храм а Дарджилинге. Сикким. 1874
Буддиский лама на празднике в монаст...
Буддиский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким. 1875
Бурлак с шапкою в руке. 1866
Бурлак с шапкою в руке. 1866
Бурлак, держащийся руками за лямку. ...
Бурлак, держащийся руками за лямку. 1866
Бурлаки. 1866
Бурлаки. 1866
Бухарский солдат (сарбаз). 1873
Бухарский солдат (сарбаз). 1873
Бхил (Бхилы - одно из горных племен ...
Бхил (Бхилы - одно из горных племен Декана). 1874
В горах Алатау. 1869-1870
В горах Алатау. 1869-1870
В горах. 1890-е
В горах. 1890-е
В Городне - пробиваться или отступат...
В Городне - пробиваться или отступать. 1887-1895
В госпитале. 1901
В госпитале. 1901
В Иерусалиме. Царские гробницы. 1884...
В Иерусалиме. Царские гробницы. 1884-1885
В Индии. Снега Гималаев. 1874-1876
В Индии. Снега Гималаев. 1874-1876
В Кремле - пожар. 1887-1898
В Кремле - пожар. 1887-1898
В парке
В парке
В покоренной Москве (Поджигатели или...
В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле). 1897-1898
В Успенском соборе. 1887-1895
В Успенском соборе. 1887-1895
В штыки Ура Ура (Атака). 1887-1895
В штыки Ура Ура (Атака). 1887-1895
Верблюд во дворе караван-сарая. 1869...
Верблюд во дворе караван-сарая. 1869-1870
Вечер на озере. Один из павильонов н...
Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874
Вид Крымских гор
Вид Крымских гор
Внутренний вид деревянной церкви Пет...
Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге. 1894
Внутренний вид церкви Иоанна Богосло...
Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888
Внутренность юрты богатого киргиза. ...
Внутренность юрты богатого киргиза. 1869-1870
Ворота около Кутуб-Минара. Старый Де...
Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели. 1875
Всадник в Джайпуре. Около 1880
Всадник в Джайпуре. Около 1880
Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881
Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881
Всадники, переплывающие реку
Всадники, переплывающие реку
Вход в храм Никко
Вход в храм Никко
Входная дверь в церковь под Казбеком...
Входная дверь в церковь под Казбеком. 1897
Высматривают. 1873
Высматривают. 1873
Гималаи вечером. 1875
Гималаи вечером. 1875
Гималаи. Главная вершина. 1875
Гималаи. Главная вершина. 1875
Гималайский пони. 1875
Гималайский пони. 1875
Главная улица в Самарканде с высоты ...
Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром. 1869-1870
Гора Казбек. 1897-1898
Гора Казбек. 1897-1898
Горный ручей в Кашмире. 1875
Горный ручей в Кашмире. 1875
Гробница Шейха Селима Чишти в Фатехп...
Гробница Шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри. 1874-1876
Два еврея. 1883-1884
Два еврея. 1883-1884
Два ястреба (Башибузуки). 1878-1879
Два ястреба (Башибузуки). 1878-1879
Двери Тимура (Тамерлана). 1872
Двери Тимура (Тамерлана). 1872
Дервиши в праздничных нарядах. Ташке...
Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент. 1869-1870
Дети племени солонов. 1869-1870
Дети племени солонов. 1869-1870
опрос перебежчика. Около 1901
опрос перебежчика. Около 1901
Дутарист. 1869-1870
Дутарист. 1869-1870
Евнух у дверей гарема. 1870-е-
Евнух у дверей гарема. 1870-е-
Жители Западного Тибета. 1874-1876
Жители Западного Тибета. 1874-1876
Зырянин. 1893-1894
Зырянин. 1893-1894
Избиение женихов Пенелопы возвративш...
Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом. 1861-1862
Икона Николы с верховья реки Пинеги....
Икона Николы с верховья реки Пинеги. 1894
Иконостас церкви Иоанна Богослова на...
Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославск
Индиец. 1873
Индиец. 1873
Индийский мотив. 1875
Индийский мотив. 1875
Калмыцкая молельня. 1869-1870
Калмыцкая молельня. 1869-1870
Калмыцкий лама. 1869-1870
Калмыцкий лама. 1869-1870
Калмыцкий лама. 1873
Калмыцкий лама. 1873
Киргиз. 1869-1870
Киргиз. 1869-1870
Киргизская девушка
Киргизская девушка
Киргизские кибитки на реке Чу. 1869-...
Киргизские кибитки на реке Чу. 1869-1870
Китаец. 1873
Китаец. 1873
Китайская палатка. 1869-1870
Китайская палатка. 1869-1870
Колоннада в Джайнском храме на горе ...
Колоннада в Джайнском храме на горе Абу вечером. 1874-1876
Конец Бородинского боя. 1899-1900
Конец Бородинского боя. 1899-1900
Кочевая дорога в горах Алатау. 1869-...
Кочевая дорога в горах Алатау. 1869-1870
Кули (Носильщик). 1875
Кули (Носильщик). 1875
Курильские острова
Курильские острова
Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх...
Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх. 1875
Лезгин Хаджи Муртуз-ага из Дагестана...
Лезгин Хаджи Муртуз-ага из Дагестана. 1864
Лезгинка. 1864-1867
Лезгинка. 1864-1867
Людоед. Конец 1870-х - начало 1880-х
Людоед. Конец 1870-х - начало 1880-х
Люлли (цыган). 1867-1868
Люлли (цыган). 1867-1868
Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. 1869-1...
Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. 1869-1870
Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874-187...
Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874-1876
Мавзолей Тадж-Махал. 1874-1876
Мавзолей Тадж-Махал. 1874-1876
Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде. 1...
Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде. 1869-1870
Мальчик солон. 1869-1870
Мальчик солон. 1869-1870
Мальчик-узбек. 1867-1868
Мальчик-узбек. 1867-1868
Маршал Даву в Чудовом монастыре. 190...
Маршал Даву в Чудовом монастыре. 1900
Медресе Шир-Дор на площади Регистан ...
Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде. 1869-1870
Место битвы 18 июля 1877 г. перед Кр...
Место битвы 18 июля 1877 г. перед Кришинским редутом под Плевной. 1877-1880
Молитвенная машина буддистов. 1875
Молитвенная машина буддистов. 1875
Монастырь в скале. Ладакх. 1875
Монастырь в скале. Ладакх. 1875
Монастырь Хемис в Ладаке. 1875
Монастырь Хемис в Ладаке. 1875