Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) биография и картины

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
Выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.
В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.
Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, насыщая его внутренний мир, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.
Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А. Чернышева. Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования.
В августе 1867 года Васнецов отправился в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств. Через несколько месяцев после приезда молодой человек знакомится с Крамским, который преподавал в Школе поощрения художников. Крамской, пропагандировавший среди своих учеников призыв Н. Г. Чернышевского к отражению в искусстве проблем современности, оказал на Васнецова огромное влияние и в нравственном, и в художественном смыслах. В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с Репиным, с которым был впоследствии очень дружен. Васнецов был членом Товарищества передвижников
С 1868 года художник увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его “Книжный лавочник (Провинциальный букинист. Купец с книгой )” и “Мальчик с бутылью водки” получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.
Опыт работы художника в графике послужил успеху его последующих картин, написанных маслом: “Нищие певцы”, “Чаепитие в трактире”, в которых отразился его опыт изучения характеров людей и социальных явлений. Последующие жанровые композиции художника характерны для аналитического направления передвижников, склонных к лиризму, к проникновению в думы своих героев.
В Академии художник обучался по программе живописца-станковиста, но он был первым художником, который объединил роспись, оформление спектакля, архитектурное и прикладное творчество в одну художественную идею. В Академии Васнецов пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали (за композицию “Христос и Пилат перед народом”, 1870 г.).
Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.
Возвратившись в Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года.
В это же время им были написаны эскизы к картине “Кабак”, реально отражающие состояние человека во время безудержного веселья. Художник вновь обратился к фольклору и написал эскиз к картине “Витязь на распутье” (1878), первый вариант которой был показан наVI выставке ТПХВ. Но это еще не было еще окончательным обращением художника к фольклору. Васнецов создает очередной жанровый сюжет: “Преферанс” (1879), отразивший социальное явление с точки зрения этического реализма передвижников. Этой картиной восхищался Крамской. Работы 1877 — 1879 гг. завершают десятилетний период, посвященный жанровой живописи.
В 1878 году по приглашению Репина и Поленова Васнецов переезжает в Москву, которая стала для художника источником национальной духовности.
С годами Васнецова все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, которые привели к рождению внутри общеевропейского символизма и модерна особого “русского стиля”. В 1880 — 1890-е годы Васнецов снова обращается к “фантазиям, отвлеченностям и выдумкам”, не одобряемым Чернышевским, но несмотря на это, историко-фольклорное направление его творчества не расходится с концепцией шестидесятников, которые во главе с Чернышевским призывали к преобразованию жизни и ее просвещению.
В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).
Васнецова привлекает сюжет “Слова о полку Игореве” и находясь под впечатлением этой гениальной поэмы он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880), написанный с огромной патриотической силой. Эскиз был создан художником в год русско-турецкой войны.
Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы, типичной для модерна.
Одновременно с “Тремя царевнами” в 1881 году художник создает картину “Аленушка”, в которой отразил духовную связь человека и природы и обнаружил дарование тонкого пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова. Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника. Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в Абрамцеве. При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил “Избушку на курьих ножках” (1883), в которой проявился дух народного творчества.
В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.
В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. Осмысление росписи как особого вида искусства живописи Васнецов начал с фриза “Каменный век” (1882 — 1885), который был с восхищением принят современниками.
В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным монументально-декоративным свершением. При создании церковной росписи Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистичесой тайны. Возрождая монументальное искусство художник создал свой “васнецовский стиль”.
По возвращении в Москву Васнецова захватила личность Ивана Грозного и в 1897 году художник создал станковое полотно “Царь Иван Васильевич Грозный”, в котором он воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры.
Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения. В портретах 1883, 1884 гг. прослеживается лирико-поэтическая тенденция (портреты Н. А. и Т. А. Мамонтовых).
В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений.
Своим гражданским долгом художник считал написание полотна “Богатыри”, наброски к которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана в 1898 году.
И до и после “Богатырей” Васнецов находился в поиске пластических решений для синтеза “нового стиля” и языка народного творчества. К 100-летию А. С. Пушкина он оформляет пушкинскую “Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее. Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному решению. Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и художниками “Мира искусства”.
В 1899 году Васнецовым была написана небольшая картина “Гусляры”.
В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.
В 1910 году художник написал полотно “Баян”, вернувшись к мотиву песнопения, отраженному еще в “Нищих певцах”. Эта же тема прослеживается и в полотнах “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” и “Гамаюн птица вещая”.
В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор “не отпускает” его и он создает картины “Царевна-лягушка” (1901 — 1918), “Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), “Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918).
Умер В. М. Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.
Васнецов стал первопроходцем, возглавив в русском искусстве эпоху “искания Руси” (Грабарь), принеся новые начинания, идеи и веяния коренным образом изменившие русское искусство конца XIX — начала XX вв.

 

Автопортрет. 1868
Автопортрет. 1868
Автопортрет. 1873
Автопортрет. 1873
Акробаты (На празднике в окрестностя...
Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа). 1877
Аленушка1. 1881
Аленушка1. 1881
Аленушка2. 1881
Аленушка2. 1881
Аленушка3. 1881
Аленушка3. 1881
Аленушкин пруд ( Пруд в Ахтырке ). 1...
Аленушкин пруд ( Пруд в Ахтырке ). 1880
Алипий-живописец. 1885-1893
Алипий-живописец. 1885-1893
Ангел с лампой. 1885-1896
Ангел с лампой. 1885-1896
Архангел Михаил. 1914-1915
Архангел Михаил. 1914-1915
Ахтырка. 1879
Ахтырка. 1879
Ахтырский дуб. Начало 1880-х
Ахтырский дуб. Начало 1880-х
Баба Яга. 1917
Баба Яга. 1917
Балаганы в окрестностях Парижа. 1876...
Балаганы в окрестностях Парижа. 1876-1877
Баян. 1910
Баян. 1910
Берендейки. 1885
Берендейки. 1885
Бирючи. 1885
Бирючи. 1885
Битва скифов со славянами. Конец 187...
Битва скифов со славянами. Конец 1870-х
Блаженство рая. 1885-1896
Блаженство рая. 1885-1896
Бобыль и Бобылиха. 1885
Бобыль и Бобылиха. 1885
Бог Саваоф. 1885-1896
Бог Саваоф. 1885-1896
Богатыри на конях. 1896
Богатыри на конях. 1896
Богатыри. 1881-1898
Богатыри. 1881-1898
Богатырский скок. 1914
Богатырский скок. 1914
Богатырь. 1870-е
Богатырь. 1870-е
Богоматерь с Младенцем на престоле. ...
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893
Богоматерь с Младенцем. Начало 1880-...
Богоматерь с Младенцем. Начало 1880-х
Богоматерь с младенцем
Богоматерь с младенцем
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Зм...
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918
Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой) 18...
Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой) 1884
Брусила и берендеи ребята. 1885
Брусила и берендеи ребята. 1885
Брюсов календарь. 1871
Брюсов календарь. 1871
Букет. Абрамцево. Начало 1880-х
Букет. Абрамцево. Начало 1880-х
В гостях. 1871
В гостях. 1871
В костюме скомороха. 1882
В костюме скомороха. 1882
В парке. Конец 1870-х
В парке. Конец 1870-х
Весна. 1882
Весна. 1882
Весна-Красна. 1885
Весна-Красна. 1885
Вид на алтарь. Интерьер Владимирског...
Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора в Киеве
Витязь на распутье. 1878
Витязь на распутье. 1878
Витязь на распутье. 1882
Витязь на распутье. 1882
Витязь. 1883
Витязь. 1883
Военная телеграмма. 1878
Военная телеграмма. 1878
Воины Апокалипсиса. 1887
Воины Апокалипсиса. 1887
Встреча Олега с кудесником. 1899
Встреча Олега с кудесником. 1899
Гамаюн - птица вещая. 1898
Гамаюн - птица вещая. 1898
Гергий-победоносец. 1919
Гергий-победоносец. 1919
Голова борца. Портрет Н.Д.Кузнецова
Голова борца. Портрет Н.Д.Кузнецова
Голова крестьянина
Голова крестьянина
Гусляры. 1899
Гусляры. 1899
Дед Мороз. 1885
Дед Мороз. 1885
Дети разоряют гнезда. Начало 1870-х
Дети разоряют гнезда. Начало 1870-х
Долина речки Вори у деревни Мутовка,...
Долина речки Вори у деревни Мутовка, пейзаж с детьми. 1880
Дубовая роща в Абрамцеве. 1883
Дубовая роща в Абрамцеве. 1883
Единоборство Пересвета с Челубеем (П...
Единоборство Пересвета с Челубеем (Поединок Пересвета с Чебубеем на Куликовом поле в 1380 году)
Единородный сын Слово Божие. 1885-18...
Единородный сын Слово Божие. 1885-1896
Жница. 1867
Жница. 1867
За водой. 1880
За водой. 1880
Заречная слободка Берендеевка. 1885
Заречная слободка Берендеевка. 1885
Затишье. 1881
Затишье. 1881
Заштатный. 1871
Заштатный. 1871
Зима. Начало 1870-х
Зима. Начало 1870-х
Иван Грозный. 1883-1884
Иван Грозный. 1883-1884
Иван Грозный. 1884
Иван Грозный. 1884
Иван Петров, крестьянин Владимирской...
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883
Иван-Царевич на Сером Волке. 1889
Иван-Царевич на Сером Волке. 1889
Известие о взятии Карса. 1878
Известие о взятии Карса. 1878
Искушение Евы змием. 1885-1896
Искушение Евы змием. 1885-1896
Каменный век. Деталь фриза1. 1882-18...
Каменный век. Деталь фриза1. 1882-1885
Каменный век. Деталь фриза2. 1882-18...
Каменный век. Деталь фриза2. 1882-1885
Каменный век. Пиршество. 1883
Каменный век. Пиршество. 1883
Кащей Бессмертный. 1927-1926
Кащей Бессмертный. 1927-1926
Книжная лавочка. 1876
Книжная лавочка. 1876
Княгиня Евдокия. 1885-1893
Княгиня Евдокия. 1885-1893
Княгиня Ольга. 1885-1893
Княгиня Ольга. 1885-1893
Князь Александр Невский. 1885-1893
Князь Александр Невский. 1885-1893
Князь Андрей Боголюбский. 1885-1896
Князь Андрей Боголюбский. 1885-1896
Ковер-самолет. 1880
Ковер-самолет. 1880
Ковёр-самолет. 1919-1926
Ковёр-самолет. 1919-1926
Крестьянин за столом. 1877
Крестьянин за столом. 1877
Крестьянин с шестом. 1877
Крестьянин с шестом. 1877
Крещение князя Владимира. 1885-1893
Крещение князя Владимира. 1885-1893
Крещение князя Владимира. 1890
Крещение князя Владимира. 1890
Крещение Руси. 1885-1896
Крещение Руси. 1885-1896
Купава. 1885
Купава. 1885
Купеческое семейство в театре. 1869
Купеческое семейство в театре. 1869
М.И.Рязанцева. 1901
М.И.Рязанцева. 1901
Мизгирь. 1885
Мизгирь. 1885
Монах-сборщик. Начало 1870-х
Монах-сборщик. Начало 1870-х
На завалинке. Начало 1870-х
На завалинке. Начало 1870-х