Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) биография и картины


  Выдающийся русский художник конца XIX—начала ХХ века Аполлинарий Васнецов прославился как пейзажист эпическими образами русской природы, как художник-историк —произведениями, в которых воссозданы с научной точностью и вместе с тем поэтичностью архитектурный облик старой Москвы, жизнь Древней Руси.
Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 7 августа 1856 года в селе Рябово Вятской губернии (Кировской области) в семье сельского священника. Родителей он потерял рано. В детские годы влияние отца, многогранно одаренного человека, и старшего брата Виктора, в будущем знаменитого художника (автора картин «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на Сером Волке»), было благотворно для его художественного развития. Но основную школу как живописец А. Васнецов прошел в 1880-х годах в Абрамцевском кружке мецената С. И. Мамонтова под Москвой, где его учителями были В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, а также И. Е. Репин. Для совершенствования в пейзажной живописи А. Васнецов много путешествует по России и за границей. В 1888 году его принимают в Товарищество передвижных художественных выставок, а в 1900 году Академия художеств присваивает ему звание академика. В 1900-1918 годах А. Васнецов руководит пейзажным классом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Кроме того, он участвует в организации и руководстве «Союзом русских художников» — важнейшим творческим объединением того времени, существовавшим с 1903 по 1923 год. Как знаток истории Васнецов избирается действительным членом Археологического общества, позднее возглавляет комиссию «Старая Москва». В послереволюционный период, помимо художественного творчества, он продолжает заниматься историко археологическими работами, охраной архитектурных памятников и вопросами благоустройства столицы. Этой деятельности художник отдает все свои силы до последних дней жизни. Аполлинарий Михайлович Васнецов скончался в Москве 23 января 1933 года.
Творческий путь Васнецов начал как пейзажист. Несколько лет пребывания в Абрамцеве сделали его зрелым мастером, что ощущается уже в ранних этюдах, в которых с большим чувством отображена неяркая прелесть природы среднерусской полосы. Уже тогда молодой художник стремится к серьезному, философскому осмыслению своих впечатлений и приходит к созданию собирательного образа родины. Позднее на его творчество важнейшее влияние оказывают путешествия. Этюды, собранные в поездках, служат материалом для работы над картинами, но решающую роль играют зрительная память и творческое воображение художника. На этой основе Васнецов создает обобщенные пейзажные образы. Большей частью это могучая и дикая природа Урала и Сибири, которая произвела на него огромное впечатление своей самобытной красотой. Ее суровость и мощь мастер раскрывает в серии эпических пейзажей («Тайга на Урале. Синяя гора», «Кама» и другие).
Картины дремучей, уходящей вдаль тайги исполнены величавости вместе с тем печали, некоторого трагизма. Среди работ этого цикла выделяется «Озеро»—одно из богатейших по содержанию, прекраснейшее произведение художника, полное особой гармонии. В эпических полотнах Васнецова нашли яркое воплощение наиболее типичные черты его пейзажного творчества — глубокая содержательность, стремление к обобщению, к изображению природы, суровой и величественной, к обозрению больших пространств, наряду с этим — чрезвычайная эмоциональная насыщенность при
строгости общего характера изображения и сдержанности колорита. Обращаясь к природе Сибири и Урала, Васнецов открывает новые темы в русской пейзажной живописи. Постепенно в его творчестве
все большее место начинают занимать и архитектурные мотивы. Среди работ этого рода замечательны созданные на склоне лет полные света и воздуха московские этюды 1920-х годов, отличающиеся особой свежестью, жизнерадостностью, молодостью восприятия жизни. Возросший интерес к истории Древней Руси, характерный для русской культуры конца XIX—начала ХХ века, нашел в творчестве Васнецова исключительно интересное и своеобразное отражение. Никто еще не показал Москву и другие русские города в их прошлом облике с такой полнотой и исторической достоверностью. Благодаря превосходному знанию истории, силе воображения художник с поражающей конкретностью и убедительностью, с глубоким проникновением в ушедший быт воскрешает давно исчезнувшее. Восстанавливая в первую очередь архитектурный облик города, Васнецов включает в композиции картин жанровые сцены, населяет улицы и площади народом, непринужденно занимающимся своими повседневными делами. Каждой деталью быта художник

 

Абрамцевские дали. 1880-е
Абрамцевские дали. 1880-е
Аллея в Абрамцеве. 1917
Аллея в Абрамцеве. 1917
Ахтырка. 1880
Ахтырка. 1880
Ахтырка. Вид усадьбы. 1894
Ахтырка. Вид усадьбы. 1894
Базар. XVII век. 1903
Базар. XVII век. 1903
Баллада. Урал. 1897
Баллада. Урал. 1897
Берег залива. Териоки. Фиинляндия. 1...
Берег залива. Териоки. Фиинляндия. 1881
Беседка на кургане. Бывший Найденовс...
Беседка на кургане. Бывший Найденовский парк. Москва. 1920-е
В Московском Кремле
В Московском Кремле
В осадное сиденье. Троицкий мост и б...
В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья. 1915
В тени лип. Демьяново. 1907
В тени лип. Демьяново. 1907
Валдайский монастырь. 1901
Валдайский монастырь. 1901
Варяжские корабли в Великом Новгород...
Варяжские корабли в Великом Новгороде. 1902
Весенняя тишь. 1890
Весенняя тишь. 1890
Ветка яблони. 1930
Ветка яблони. 1930
Вид из Ласточкиного гнезда. Крым. 19...
Вид из Ласточкиного гнезда. Крым. 1924
Вид из окна столовой. Рябово. 1919
Вид из окна столовой. Рябово. 1919
Волнующаяся нива. 1892
Волнующаяся нива. 1892
Воскресенский мост в XVII веке. 1921
Воскресенский мост в XVII веке. 1921
Всехсвятский каменный мост. Москва к...
Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века
Выход боярыни (боярыня, княгиня). 19...
Выход боярыни (боярыня, княгиня). 1909
Вьюжит. Метель. Старая Москва. 1904
Вьюжит. Метель. Старая Москва. 1904
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало...
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века
Гора Благодать. 1890
Гора Благодать. 1890
Горное озеро. Урал. 1892
Горное озеро. Урал. 1892
Горный пейзаж. 1895
Горный пейзаж. 1895
Городская площадь XVII века
Городская площадь XVII века
Гремячая башня. Псков. 1908
Гремячая башня. Псков. 1908
Гроза идет. 1911
Гроза идет. 1911
Двор удельного князя
Двор удельного князя
Дворцовый мост XVIII века через реку...
Дворцовый мост XVIII века через реку Яузу. Лефортово. 1920-е
Днепр перед бурей. 1888
Днепр перед бурей. 1888
Дом бывшего Археологического обществ...
Дом бывшего Археологического общества на Берсеневке. 1923
За варкой варенья. 1892
За варкой варенья. 1892
Зимний сон ( Зима ). 1908-1914
Зимний сон ( Зима ). 1908-1914
Кама 1895
Кама 1895
Кирилло-Белозерский монастырь. 1915
Кирилло-Белозерский монастырь. 1915
Книжные лавочки на Спасском мосту в ...
Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке. 1916
Книжные лавочки на Спасском мосту в ...
Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке. 1922
Коломенское. Ворота башни Часозвон. ...
Коломенское. Ворота башни Часозвон. 1927
Красная площадь во второй половине X...
Красная площадь во второй половине XVII века. 1925
Красная площадь. 1897
Красная площадь. 1897
Красные скалы в Кисловодске. 1895
Красные скалы в Кисловодске. 1895
Кремль при Иване III. 1922
Кремль при Иване III. 1922
Кремль
Кремль
Крым. 1890
Крым. 1890
Крым. Байдарские ворота. 1890
Крым. Байдарские ворота. 1890
Крымский вид. 1893
Крымский вид. 1893
Крымский пейзаж. 1890
Крымский пейзаж. 1890
Лес на горе Благодать. Средний Урал....
Лес на горе Благодать. Средний Урал. 1890-е
Лесная тропинка. Абрамцево. 1885
Лесная тропинка. Абрамцево. 1885
Летний день. 1880-е
Летний день. 1880-е
Летний день
Летний день
Летний пейзаж. 1902
Летний пейзаж. 1902
Лиственницы. 1905
Лиственницы. 1905
Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1...
Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1926
Медведчики (развлечение). Старая Мос...
Медведчики (развлечение). Старая Москва. 1911
Москва при Иване Грозном. Красная пл...
Москва при Иване Грозном. Красная площадь. 1902
Москва середины XVII столетия. Москв...
Москва середины XVII столетия. Москворецкий мост и Водяные ворота. 1900
Москва. Конец XVII века. 1902
Москва. Конец XVII века. 1902
Московский застенок. Конец XVI века....
Московский застенок. Конец XVI века. 1912
Московский Кремль при Дмитрии Донско...
Московский Кремль при Дмитрии Донском ( Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского перед нашествием Тохтамыша в 1382 году ). 1922
Московский Кремль при Иване III. 192...
Московский Кремль при Иване III. 1921
Московский Кремль при Иване Калите. ...
Московский Кремль при Иване Калите. 1921
Московский Кремль. 1897
Московский Кремль. 1897
Московский Кремль. Соборы. 1894
Московский Кремль. Соборы. 1894
На крестце в Китай-городе. 1902
На крестце в Китай-городе. 1902
На погосте. Демьяново. 1917
На погосте. Демьяново. 1917
На рассвете у Воскресенского моста. ...
На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900
Новгородский торг
Новгородский торг
Новодевичий монастырь. Башни. 1926
Новодевичий монастырь. Башни. 1926
Новодевичий монастырь. Собор. 1926
Новодевичий монастырь. Собор. 1926
Новый Симеиз. Сумерки. 1906
Новый Симеиз. Сумерки. 1906
Ночь. Урал
Ночь. Урал
Облака. 1880-е
Облака. 1880-е
Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XI...
Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век. 1918
Общественные бани в Москве в XVII ве...
Общественные бани в Москве в XVII веке. 1922
Озеро в горной Башкирии. Урал. 1895
Озеро в горной Башкирии. Урал. 1895
Озеро Светлояр. 1906
Озеро Светлояр. 1906
Озеро. 1902
Озеро. 1902
Оренбургские степи. 1893
Оренбургские степи. 1893
Осенняя ветка. 1910-е
Осенняя ветка. 1910-е
Осень. 1910-е
Осень. 1910-е
Осинки. Абрамцево. 1886
Осинки. Абрамцево. 1886
Основание Кремля. Постройка новых ст...
Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. 1917
Площадь в осажденном Китеже. 1906
Площадь в осажденном Китеже. 1906
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVI...
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век
Площадь перед церковью. Улица в горо...
Площадь перед церковью. Улица в городе. 1911
Облака1. 1880-1890-е
Облака1. 1880-1890-е
Облака2. 1880-1890-е
Облака2. 1880-1890-е