Васильев Федор Александрович(1850-1873) биография и картины

Васильев Федор Александрович(1850-1873) 
Русский живописец, пейзажист Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 г. в Петербурге, в семье мелкого почтамтского чиновника. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. С ранних пор пристрастившись к рисованию, будущий художник отдавал все свободное от работы на почтамте время любимому занятию. Детство художника было омрачено не только бедностью, но и трагичной судьбой его отца, после смерти которого в 1865 году Васильев стал опорой семьи — на плечи 15-летнего юноши легли заботы о хлебе насущном.
Васильев работал у реставратора Академии художеств П. К. Соколова и продолжал свои занятия искусством. Окончательно избрав путь художника, он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где общается с талантливой молодежью, активно включается в творческую жизнь. Атмосфера, окружившая будущего художника, помогла ему прочувствовать и осознать перемены, происходившие тогда в и искусстве, и вообще в жизни. Большой любовью и авторитетом пользовался преподававший в школе И. Н. Крамской, с которым художник был близок всю свою недолгую жизнь. Несколько позже Васильев сближается с И. И. Шишкиным, который становится авторитетным наставником начинающего художника.
В июне 1867 года Шишкин и Васильев отправляются на Валаам, где начинающий художник, знакомый до этого только с техническими приемами рисунка, постигает особенности метода работы на натуре. Прислушиваясь к советам Шишкина будущий пейзажист одновременно расширяет круг выбираемых мотивов и приемов их изображения. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. В 1867 г. Васильев написал несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. Его лучшей валаамской работой считается этюд “На острове Валааме. Камни.” (1868).
Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. Эти черты определились уже в пейзажах 1868 — 69 “Возвращение стада”, “Перед дождём”, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Известные картины художника “Деревенская улица” и “После грозы”, исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного.
Васильев постоянно находится в творческом поиске, не удовлетворяясь достигнутым. Большое влияние в этот период оказали на художника произведения художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, М. Диаза, поразившие его одухотворенным восприятием природы, изображенной в простых сюжетах.
В 1868 году художник представил на конкурс в Общество поощрения художников картину “Возвращение стада”, которая представляла собой итог его годичной работы. Картина получила высокую оценку.
Дальнейшее творчество Васильева оказывается свободным от каких-либо влияний, вместе с накоплением опыта у художника созревает своя концепция искусства. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. К этой задаче Васильев подошел в своих работах, связанных с поездкой в Тамбовскую губернию, где он испытал чувство приобщения к природе, полной жизненных сил и поэтического очарования. Художник тогда находился в состоянии творческого воодушевления, которое он постарался выразить в своих картинах. Восхищаясь чувственной красотой природы, он стремиться показать радость своей духовной причастности к ней. Известны такие картины этого периода: “Раннее утро, “После дождя”, “Вечер”, “Деревня” и др.
В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате которой появились рисунки и живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой” и др. Здесь художник стремился к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.
Вернувшись в Петербург Васильев создал одно из главных своих произведений — “Оттепель”, которая была представлена ранней весной 1871 года на конкурсе в Обществе поощрения художников и удостоилась первой премии. Эта картина несла в себе большое социальное содержание, она вся проникнута тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями художника о жизни русской деревни.
Зимой 1870 г. художник сильно простудился, и у него обнаружилось сильное заболевание легких. С наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез. По предложению Строганова Васильев провел лето 1871 г. в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях. Там он продолжал работать. К этому периоду его творчества относятся: пленэрный пейзаж “Рожь”, “Тополя, освещенные солнцем”, неоконченный пейзаж “Деревня”.
Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, здоровья своего Васильев не поправил. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Еще до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника 1-й степени с условием выдержать экзамен из научного курса. Васильев переселился в Ялту, взяв с собой рабочий альбом с этюдами и набросками украинских деревенских мотивов. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно “Мокрый луг” (1872). Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, передавая переживания самого художника. Картина эта глубоко взволновала Крамского.
В Крыму Васильев провел два года; степень напряженности его творческой жизни была поразительной. Делая из-за болезни вынужденные перерывы в работе, исполняя заказанные ему картины, отнимавшие большее количество времени, весной 1872 года художник осваивает мотивы крымской природы. Кроме множества рисунков, он написал две картины: “Болото” и “Крымский вид”, за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 году. Он начинает картину “В крымских горах”, работает над полотном “Прибой в Ялте”.
Судя подошедшим до нас крымским пейзажам, душевному состоянию художника была близка природа горного Крыма, с ее строгим и возвышенным обликом. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Последняя законченная работа Васильева — “В крымских горах” (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном; образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Эта картин сразу же поразила Крамского, который , несмотря на некоторые его замечания, считал ее гениальной.
Последние работы Васильева “Утро”, “Болото в лесу. Осень”, “Заброшенная мельница” частично не закончены. “Заброшенная мельница” представляет собой лучший пример такого живописного решения, о котором мечтал художник. Он старался на практике проверить выношенное им понимание колорита. Эти картины означали новый этап в творчестве художника, связавшего по новому им осмысленные романтические традиции XIX века с пейзажной живописью второй половины XIX века.
Весной 1873 года занятия живописью продолжались. Художнику было необходимо закончить заказанную ему и уже оплаченную картину “Рассвет”, представлявшую собой новый “тип картин”, которые художник мечтал исполнить, но смерть не дала сбыться его мечтам. Федор Александрович Васильев скончался 24 сентября 1873 года.
На устроенной в Петербурге посмертной выставке его произведений все было распродано еще до ее открытия. Картины были приобретены людьми, близко стоявшим к кругу передового искусства. Все оставшиеся после выставки произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Два альбома художника были приобретены императрицей Марией Александровной.
Ф. А. Васильев был исключительно одарённым художником, одним из самых талантливых русских пейзажистов. Его произведения написаны сияющими, насыщенными красками, проникнуты одухотворённым восприятием природы и романтическим волнением, поэтичностью и восхищением чувственной красотой мира. Несмотря на непродолжительность своей художественной деятельности, Васильев оставил глубокий след в русском искусстве.

 

Барки у берега
Барки у берега
Барки
Барки
Берег Волги после грозы. 1871
Берег Волги после грозы. 1871
Берег. Штиль. 1867
Берег. Штиль. 1867
Березовая роща к вечеру. 1867-1869
Березовая роща к вечеру. 1867-1869
Близ Красного Села. 1868
Близ Красного Села. 1868
Болото в лесу. Туман
Болото в лесу. Туман
Болото в лесу
Болото в лесу
Бревна у дороги. 1867
Бревна у дороги. 1867
Бурная речка
Бурная речка
В дубовой роще. Дубы
В дубовой роще. Дубы
В Крымских горах. 1873
В Крымских горах. 1873
Крымских горах. Ручей. 1871-1873
 Крымских горах. Ручей. 1871-1873
В Крыму. После дождя. 1873
В Крыму. После дождя. 1873
В окрестностях Петербурга. 1868
В окрестностях Петербурга. 1868
В церковной ограде. Старое кладбище ...
В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря. 1867
Вечер в Крыму. 1871-1873
Вечер в Крыму. 1871-1873
Вечер перед грозой (Вечер). 1867-186...
Вечер перед грозой (Вечер). 1867-1869
Вечер. 1869
Вечер. 1869
Вечер. 1869-1871
Вечер. 1869-1871
Вид на Волге. Барки. 1870
Вид на Волге. Барки. 1870
Водоём на закате
Водоём на закате
Водяная мельница на горной речке. Кр...
Водяная мельница на горной речке. Крым
Возвращение стада. 1868
Возвращение стада. 1868
Волжские лагуны. 1870
Волжские лагуны. 1870
Горы в облаках. 1873
Горы в облаках. 1873
Грозовые облака. 1868-1871
Грозовые облака. 1868-1871
Гумно. 1868
Гумно. 1868
Девушка-украинка на старом кладбище ...
Девушка-украинка на старом кладбище
Деревенская улица. 1868
Деревенская улица. 1868
Деревенский двор. 1867
Деревенский двор. 1867
Деревенское утро
Деревенское утро
Деревня. 1869
Деревня. 1869
Деревья. 1870
Деревья. 1870
Дети-сироты
Дети-сироты
Дорога в березовом лесу. 1867-1869
Дорога в березовом лесу. 1867-1869
Дорога в лесу. 1867-1869
Дорога в лесу. 1867-1869
Заброшенная мельница. 1871-1873
Заброшенная мельница. 1871-1873
Заброшенная мельница1. 1871-1873
Заброшенная мельница1. 1871-1873
Заброшенная мельница2. 1871-1873
Заброшенная мельница2. 1871-1873
Заря в Петербурге. 1870
Заря в Петербурге. 1870
Землянка. 1870
Землянка. 1870
Зима в Крыму. 1871-1873
Зима в Крыму. 1871-1873
Зима. 1871
Зима. 1871
Изба
Изба
Иллюминация в Петербурге. 1869
Иллюминация в Петербурге. 1869
Камни. 1870
Камни. 1870
Крестьянская семья в лодке. 1870
Крестьянская семья в лодке. 1870
Кроны деревьев
Кроны деревьев
Крым. Ялта. 1871-187
Крым. Ялта. 1871-187
Крымские горы зимой. 1871-1873
Крымские горы зимой. 1871-1873
Крымские горы осенью
Крымские горы осенью
Крымский пейзаж. 1871-1873
Крымский пейзаж. 1871-1873
Кучевое облако. Этюд
Кучевое облако. Этюд
Летний жаркий день. 1869
Летний жаркий день. 1869
Лето. Речка в Красном Селе. 1870
Лето. Речка в Красном Селе. 1870
Лодка. 1870
Лодка. 1870
Лошади на водопое. 1867-1869
Лошади на водопое. 1867-1869
Мокрый луг. 1872
Мокрый луг. 1872
Мокрый луг1. 1872
Мокрый луг1. 1872
Мостик через ручей
Мостик через ручей
На берегу Волги. 1870
На берегу Волги. 1870
На берегу моря. 1871-1873
На берегу моря. 1871-1873
На Мойке. 1871
На Мойке. 1871
На Неве. 1869-1871
На Неве. 1869-1871
На острове Валааме. 1869
На острове Валааме. 1869
На острове Валааме. Камни
На острове Валааме. Камни
На пароходе. Возвращение с богомолья...
На пароходе. Возвращение с богомолья
На реке. Ветреный день. 1869
На реке. Ветреный день. 1869
Осенний лес. 1871-1873
Осенний лес. 1871-1873
Осень. 1869
Осень. 1869
Оттепель. 1871
Оттепель. 1871
Парусники. 1870
Парусники. 1870
Пасека
Пасека
Пейзаж с облаками
Пейзаж с облаками
Пейзаж со скалой и ручьем. 1867
Пейзаж со скалой и ручьем. 1867
Пейзаж. Крым. 1871-1873
Пейзаж. Крым. 1871-1873
Пейзаж. Парголово (Вид в Парголове)....
Пейзаж. Парголово (Вид в Парголове). 1868
Перед грозой. 1867-1869
Перед грозой. 1867-1869
Перед дождем. 1870-1871
Перед дождем. 1870-1871
Пирамидальные тополя на берегу озера...
Пирамидальные тополя на берегу озера. Вечер
Повозка, запряжённая волами. на лесн...
Повозка, запряжённая волами. на лесной дороге
После грозы. 1868
После грозы. 1868
После дождя (Весна в Петербурге). 18...
После дождя (Весна в Петербурге). 1867
После дождя. 1869
После дождя. 1869
После дождя. Проселок. 1867-1869
После дождя. Проселок. 1867-1869
После проливного дождя. 1870
После проливного дождя. 1870
Прибой волн. 1871-1873
Прибой волн. 1871-1873
Прибой
Прибой
Рассвет. 1873
Рассвет. 1873
Рожь. 1870
Рожь. 1870
Рыболовы в лодке у заброшенной мельн...
Рыболовы в лодке у заброшенной мельницы
Сараи. 1870
Сараи. 1870
Сельский домик. 1863
Сельский домик. 1863
Сосновая роща у болота. 1871-1873
Сосновая роща у болота. 1871-1873
Ствол старого дуба. 1867-1869
Ствол старого дуба. 1867-1869
Тополя. 1870
Тополя. 1870
Тучи над холмами. Этюд
Тучи над холмами. Этюд
У водопоя. 1868
У водопоя. 1868
Утро. 1871-1873
Утро. 1871-1873
Художники, работающие на берегу озер...
Художники, работающие на берегу озера
Эриклик. Фонтан (Крым). 1872
Эриклик. Фонтан (Крым). 1872