Брюллов Карл Павлович (1799-1852) биография и картины

             ДЕТСКИЕ ГОДЫ
Карл был болезненным мальчиком и до семи лет практически не вставал с постели, однако каждое утро он должен был рисовать определенное отцом количество лошадок или человечков. Позднее Карл напишет:" ...дома мы работали более, чем в Академии". Действительно, Брюллов-старший не оставил своим детям выбора, методично и настойчиво обучая их основам будущей профессии, приучая к порядку и самодисциплине.

В результате все дети так или иначе связали свою жизнь с искусством: Александр стал архитектором, Федор — преподавателем живописи, Юлия вышла замуж за знаменитого акварелиста П. Соколова (1791 —1847), который познакомил братьев Карла и Александра с тайнами своего мастерства... В семье Брюлловых всегда поощрялась любая творческая инициатива. Здесь ставились любительские спектакли, моделировались и шились костюмы, придумывались декорации, устраивались танцевальные, музыкальные и поэтические вечера. 

 УЧЕБА В АКАДЕМИИ 


Второго октября 1809 года Карл был принят в петербургскую Академию художеств, где ему предстояло провести целых 12 лет: шесть в Воспитательном училище и столько же в самой Академии. Эти годы были насыщены эпохальными историческими событиями, но в стенах Академии неистовый пульс времени практически не ощущался. Здесь по-прежнему преклоняются перед античностью и идеальной красотой, здесь так же, как и раньше, изо дня в день идёт неустанная работа над совершенствованием рисунка, который почитался превыше живописи, здесь необходимо тренировать глаз и вкус на копировании античных скульптур, в совершенстве знать строение человеческого тела. Учение давалось Карлу легко, он пользовался уважением и у товарищей, и у строгих профессоров. Все ждали от него чего-то необычного, действительно талантливого. И Карл не обманул ожиданий: За картину " Явление Абрааму грех ангелов у дуба Маорийского"он получает в 1821 году Большую золотую медаль, выпускается из Академии с аттестатом 1- й степени („со шпагою") и уже в следующем году со своим братом Александром на средства недавно созданного Общества поощрения художников отправляется в пенсионерскую поезду в И талию сроком на четыре года. (Впоследствии, отказавшись от чересчур уж навязчивой моральной и материальной опеки этой организации, Брюллов пробыл в Мекке художников до 1835 года.) 


  ИТАЛЬЯНСКИЙ ПЕРИОД


В Риме Брюллов окончательно утверждается в своем преклонении перед Рафаэлем — „всеобщим учителем", которого в равной степени почитали и классицисты, и романтики. Он напишет в одном из писем: „Я открыл секрет, который состоит в том, чтобы более рисовать с антиков и Рафаэля.." Его восторг настолько глубок, иго русский пенсионер отваживается на беспримерное деяние. За четыре года он создает по заказу посольства Российской империи в Ватикане копию "Афинской школы", поразившую современников своей достоверностью. Она была приобретена за 10000 рублей заказчиком и хранится ныне в зале копий Академии художеств в Петербурге. Именно это большое монументальное полотно подвигло Брюллова на грандиозный замысел „Последнего дня Помпеи" После окончания ватиканской копии (в 1828 году) Брюллов начинает реализовывать свой новый грандиозный замысел „Последний день Помпеи". Каргина будет завершена в 1833-м, и следующие два года станут периодом триумфа самого произведения п его автора. „Помпея" выставляется в Риме, Милане, Париже, а в 1835 году, вместе со своим создателем, прибывает в Петербург.


  ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ


Со смешанным чувством опасения и радости ступил Карл Брюллов на родную землю поздней осенью 1835 года. Художника помнили на родине единицы, зато над ним ярко сиял ореол европейского триумфа „Помпеи". Брюллов опасался, что в России его не признают, но эти опасения были напрасны: Петербург! Встретил его „как ангела с неба". Брюллов был даже удостоен личной аудиенции у императора.
Особенно радушный прием по прибытии на родину оказала художнику Москва. Здесь Брюллов встретился с замечательным актером М. Щепкиным (1788—1863), своим старшим коллегой В. Тропининым, написавшим его портрет на фоне Везувия, и, конечно, с великим поэтом Пушкиным, специально для этой встречи прибывшим в Москву...
В николаевском Петербурге, до неузнаваемости преобразившемся и украсившемся новыми улицами и строениями, Карлу Брюллову было не по себе. Его угнетала необходимость принимать участие в императорских балах и приемах. Гем более что, как известно, Николай I „любил не гениев, а верноподданных", а лицемерить и прислуживаться художник не умел. Об этом красноречиво свидетельствует так н не начатый (по причине опоздания императора на сеанс) портрет Николая, а также незавершенные портреты императрицы и великих княжон.


  ВРЕМЯ НЕУДАЧ И ТРАГЕДИЙ


Именно в российской столице начинается для Брюллова счет неудач и трагедий. В 1837 году перестало биться сердце Пушкина, без которого его современникам было трудно представить Россию: Брюллов воспринял смерть своего ровесника как личное горе и долгое время не мог оправиться от этой утраты... Не сбудется замысел грандиозного полотна „Осада Пскова польским королем Стефаном Натрием в 1581 году", работе над которым художник отдал почти четыре года жизни. Задуманная мастером как грандиозная героическая эпопея истинно народной войны, она обернулась восхвалением официозного духа „православия и народности" — явно под давлением придворных пропагандистов... С 1843 года Брюлов расписывал купол Исаакиевского собора в Петербурге, однако через четыре года, из-за обострения тяжелой болезни, вынужден был прервать работу. По эскизам художника роспись заканчивал П. Басин (1793—1877)...
Смертельно заболевший Брюллов в 1849 году отравляется в Италию 11 июня 1852 года внезапно умирает близ Рима в местечке Манциано . Его могила находится на римском кладбище Тестаччо.

Итальянка с ребенком у окна

Итальянка с ребенком у окнаПрелестно лицо молодой итальянки, обращенное к свету, прописанное короткими мазочками кисти, с мягкими тенями на шее. Более широко, очень тонким слоем проложены неяркие гона ее одежды, намечен кусок интерьера с корзиной-кроваткой для ребенка и низким квадратом окна.
Брюллов не сочинил бытовую сценку, он увидел ее своими глазами, увидел во время одной из прогулок по окрестностям Рима, которые так любил.
В интересе к простой натуре, к ее разнообразным неакадемическим формам Брюллов проявил большую смелость перед Академией, ее застылыми канонами и условностями в искусстве.

 

 

 

 
Внутренний вид храма Аполлона Эпикурейского в Фигалии 
Внутренний вид храма Аполлона Эпикурейского в ФигалииПейзажи, написанные во время путешествия, передают то особое состояние воодушевления, которым был полон художник. Он раньше не рисовал акварелью так свободно и вдохновенно, с такой правдой глубокого проникновения в природу страны. В акварели с изображением храма Аполлона Эпикурейского в Фигалии, возведённого в V веке до н. э., мы словно погружаемся в атмосферу солнечных дней путешествия: Художник сумел передать живую игру света на колоннах, разнообразные оттенки светло-серого мрамора, нагретого солнцем, ощущение древней земли и давней жизни. Он пишет широкими мазками, с мягкими переходами оттенков, оставляя иногда белые просветы бумаги и создавая пейзажный образ, полный воздуха, глубины и прозрачности.

 

Автопортрет. 1813-1816
Автопортрет. 1813-1816
Автопортрет. 1823
Автопортрет. 1823
Автопортрет. 1830-1833
Автопортрет. 1830-1833
Автопортрет. 1848
Автопортрет. 1848
Автопортрет. Около 1833
Автопортрет. Около 1833
Афинская школа
Афинская школа
Бахчисарайский фонтан
Бахчисарайский фонтан
Бивуак на кратере, Везувий. 1824
Бивуак на кратере, Везувий. 1824
В полдень. 1851-1852
В полдень. 1851-1852
Вакхическая группа. 1824
Вакхическая группа. 1824
Веселое возвращение. 1827-1830
Веселое возвращение. 1827-1830
Вечерня. 1825
Вечерня. 1825
Вирсавия. 1832
Вирсавия. 1832
Вознесение барона Шилинга. 1824
Вознесение барона Шилинга. 1824
Вольтижер. 1828-1830
Вольтижер. 1828-1830
Всадники. Парный портрет Е.Мюссара и...
Всадники. Парный портрет Е.Мюссара и Э.Мюссар. 1849
Всадница. 1832
Всадница. 1832
Гавань в Константинополе. 1835
Гавань в Константинополе. 1835
Гений искусства. 1817-1820
Гений искусства. 1817-1820
Гилас и нимфы. 1827
Гилас и нимфы. 1827
Гилас, увлекаемый нимфами в воду. 18...
Гилас, увлекаемый нимфами в воду. 1823-1827
Голова аббата. 1850
Голова аббата. 1850
Голова Вакха ( копия с оригинала ). ...
Голова Вакха ( копия с оригинала ). 1811
Голова девушки. 1830-е
Голова девушки. 1830-е
Горные охотники. 1835
Горные охотники. 1835
Грек, лежащий на скале. 1835
Грек, лежащий на скале. 1835
Греческое утро в Мираке. 1835
Греческое утро в Мираке. 1835
Гулянье в Альбано. 1830-1833
Гулянье в Альбано. 1830-1833
Девушка в лесу. 1851-1852
Девушка в лесу. 1851-1852
Девушка, собирающая виноград в окрес...
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827
Деревня св.Рокка близ города Корфу. ...
Деревня св.Рокка близ города Корфу. 1835
Диана, Эндимион и Сатир. 1849
Диана, Эндимион и Сатир. 1849
Долина Дельфийская. 1835
Долина Дельфийская. 1835
Дорога в Синано после грозы. 1835
Дорога в Синано после грозы. 1835
Евангелист Марк. 1843-1847
Евангелист Марк. 1843-1847
Женщина, посылающая поцелуй из окна....
Женщина, посылающая поцелуй из окна. 1826
Исповедь итальянки. 1827-1830
Исповедь итальянки. 1827-1830
Итальянка, зажигающая лампаду перед ...
Итальянка, зажигающая лампаду перед образом мадонны. 1835
Итальянка, ожидающая ребенка, разгля...
Итальянка, ожидающая ребенка, разглядывает рубашку, муж сколачивает колыбель. 1831
Итальянский полдень ( Итальянка, сни...
Итальянский полдень ( Итальянка, снимающая виноград ). 1827
Итальянский полдень. 1831
Итальянский полдень. 1831
Итальянское утро. 1823
Итальянское утро. 1823
Лаццарони и дети. 1851-1852
Лаццарони и дети. 1851-1852
Летящий ангел, оплакивающий жертвы и...
Летящий ангел, оплакивающий жертвы инквизиции. 1849-1850
Лобзание Иуды. 1843-1847
Лобзание Иуды. 1843-1847
Мать, просыпающаяся от плача ребенка...
Мать, просыпающаяся от плача ребенка. 1831
Монахини монастыря Святого Сердца в ...
Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа. 1849
Мужской портрет. 1829
Мужской портрет. 1829
Надежда, питающая любовь. 1824
Надежда, питающая любовь. 1824
Нарцисс. 1819
Нарцисс. 1819
Насильное купание. 1851-1852
Насильное купание. 1851-1852
Натурщик. 1821-1822
Натурщик. 1821-1822
Невинность, оставляющая землю. 1839
Невинность, оставляющая землю. 1839
Нимфа. 1827-1828
Нимфа. 1827-1828
Одалиска. 1823-1835
Одалиска. 1823-1835
Ольга Ферзен на ослике. 1835
Ольга Ферзен на ослике. 1835
Осада Пскова польским королём Стефан...
Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-1843
Пифферари перед образом мадонны. 182...
Пифферари перед образом мадонны. 1825
Плафон. 1843-1847
Плафон. 1843-1847
По установлению Аллаха раз в год мен...
По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха1. 1845
По установленю Аллаха раз в год меня...
По установленю Аллаха раз в год меняется рубаха2. 1845
Политическая демонстрация в Риме в 1...
Политическая демонстрация в Риме в 1846 году. 1850
Портрет А.М.Горностаева. 1834
Портрет А.М.Горностаева. 1834
Портрет А.Н.Демидова. 1831-1852
Портрет А.Н.Демидова. 1831-1852
Портрет А.Н.Львова. 1824
Портрет А.Н.Львова. 1824
Портрет А.П.Брюллова. 1826
Портрет А.П.Брюллова. 1826
Портрет автора и баронессы Е.Н.Мелле...
Портрет автора и баронессы Е.Н.Меллер-Закомельской с девочкой, в лодке. 1833-1835
Портрет актера А.Н.Рамазанова. 1821-...
Портрет актера А.Н.Рамазанова. 1821-1822
Портрет актера В.В.Самойлова. 1847
Портрет актера В.В.Самойлова. 1847
Портрет Анджело Титтони1. 1850-1852
Портрет Анджело Титтони1. 1850-1852
Портрет Антонио Титтони2. 1850-1852
Портрет Антонио Титтони2. 1850-1852
Портрет археолога Микеланджело Ланчи...
Портрет археолога Микеланджело Ланчи. 1851
Портрет архитектора А.М.Болотова. 18...
Портрет архитектора А.М.Болотова. 1843
Портрет архитектора А.П.Брюллова, бр...
Портрет архитектора А.П.Брюллова, брата художника. 1823-1827
Портрет архитектора и художника А.П....
Портрет архитектора и художника А.П.Брюллова. Не позднее 1841
Портрет архитектора И.А.Монигетти. 1...
Портрет архитектора И.А.Монигетти. 1840
Портрет архитектора К.А.Тона. 1823-1...
Портрет архитектора К.А.Тона. 1823-1827
Портрет архитектора М.О.Лопыревского...
Портрет архитектора М.О.Лопыревского. 1836
Портрет баронессы И.И.Клодт, жены ск...
Портрет баронессы И.И.Клодт, жены скульптора П.К.Клодта. Около 1839
Портрет баснописца И.А.Крылова. 1839
Портрет баснописца И.А.Крылова. 1839
Портрет В.А.Корнилова на борту брига...
Портрет В.А.Корнилова на борту брига Фемистокл. 1835
Портрет В.А.Перовского на капители к...
Портрет В.А.Перовского на капители колонны. 1824
Портрет В.А.Перовского. 1824
Портрет В.А.Перовского. 1824
Портрет вел. кн. Елены Павловны с до...
Портрет вел. кн. Елены Павловны с дочерью Марией. 1830
Портрет великой княжны Марии Николае...
Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1837
Портрет великой княжны Ольги Николае...
Портрет великой княжны Ольги Николаевны. 1841
Портрет Винченцо Титтони. 1850-1852
Портрет Винченцо Титтони. 1850-1852
Портрет военного со слугой. 1830-е
Портрет военного со слугой. 1830-е
Портрет Г.Н. и В.А.Олениных. 1827
Портрет Г.Н. и В.А.Олениных. 1827
Портрет генерал-адьютанта графа Васи...
Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского. 1837