Боровиковский Владимир Лукич (1757-1826) биография и картины

Боровиковский Владимир Лукич(1757-1826)
Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи.
Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей, и династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем.
Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине.
Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.
Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины , выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым.
К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II.
Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции.
Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург.
Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора. Скорее всего, это был Н.А.Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), потому что уже в сентябре 1788 г. Боровиковский оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский), и именно в доме Львова.
В Академию Художеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д. Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи, а также копировал лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников.
Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством.
Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л.Боровиковскому звание академика. Очевидно, был представлен “Портрет Екатерины II на прогулке”. Эта просьба говорит о высокой оценке дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец. После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи отдал Боровиковскому свою мастерскую, что говорит о добром отношении учителя к ученику.
От своих учителей он перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В кружке известного архитектора, поэта и музыканта Н.А.Львова, в доме которого он прожил десять лет, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, проникаясь идеями символизма. Новое течение было созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство быстро оценили заказчики.
К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств.
Он сделался известным и даже модным портретистом, на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии.
Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким, Боровиковский работал очень много, и наследие его обширно и разнообразно. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы), и в интимном, и в миниатюрном.
Он был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу.
Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII - XIX вв., — но прекрасным. Именно тогда он создал портрет Павла I, статссекретаря Д.П.Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов, а также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А.Б.Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями.
Все же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая!
Свое блестящее мастерство и зоркость глаза художник сохранял долго.
К 1810 г. в творчестве Боровиковского наметился поворот к романтическому направлению, но его активность ослабла. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Он тосковал по родине, предоставлял свой дом приехавшим в Петербург землякам и оказывал им помощь. Замкнутый, не любящий шума и суеты, Боровиковский не преподавал в академии и не открыл свою школу, хотя известно, что у него всегда жили ученики.
Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя.
Старость Боровиковского была грустной. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского отходит в тень, уступая место молодым именам: уже блистал О. А. Кипренский.
Одинокий человек, он и раньше довольствовался узким кругом друзей, а теперь совсем сделался нелюдимым, даже избегал писать письма.
Добровольное отшельничество художника все больше принимало болезненный характер. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг.
Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс», и в филантропии, и конечно же в искусстве. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища, иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». Но и здесь его ждало горькое разочарование — отсутствие искренности и показуха.
Редкие заказные портреты того времени исполнены сухо и прозаически жестко, их краски поблекли. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Только отцовские гусли, под тихий перебор которых он пел украинские песни, иногда оживляли художника.
6 апреля 1825 г. В. Л. Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца. Похоронен он был на Смоленском кладбище.
Ушел из жизни тончайший поэт сентиментального женского образа, но величайшие образцы его мастерства открыли дорогу творческим достижениям художников романтизма.

 

Автопортрет
Автопортрет
Аллегорическое изображение зимы в ви...
Аллегорическое изображение зимы в виде старика греющего руки у огня. 1804г
Апостл Пётр
Апостл Пётр
Арзангел Михаил низвергает Сатану в ...
Арзангел Михаил низвергает Сатану в Ад
Архангкл Михаил. 1810-1820гг
Архангкл Михаил. 1810-1820гг
Благовещение
Благовещение
Бог Отец созерцающий мертвого Христа...
Бог Отец созерцающий мертвого Христа
Богоматерь 1814-1815гг
Богоматерь 1814-1815гг
Богоматерь с Младенцем в сомне Ангел...
Богоматерь с Младенцем в сомне Ангелов 1883г
Богородица с Младенцем
Богородица с Младенцем
Богородица
Богородица
В яслях
В яслях
Вера Надежда Любовь
Вера Надежда Любовь
Георгий Победоносец
Георгий Победоносец
Дети с барашком 1790
Дети с барашком 1790
Евангелист Матфей
Евангелист Матфей
Евангелист Иоанн
Евангелист Иоанн
Евангелист Лука
Евангелист Лука
Евангелист Марк
Евангелист Марк
Екатерина II в Царскосельском парке ...
Екатерина II в Царскосельском парке 1794г
Екатерина II на прогулке в Царскосел...
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке 1794 Холст масло 95х66 см
Лизынька и Дашенька
Лизынька и Дашенька
Павел I
Павел I
Павла I в белом далматике
Павла I в белом далматике
Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы
Портрет А Б Куракина в одеянии кавал...
Портрет А Б Куракина в одеянии кавалера Мальтийского ордена Ок 1801
Портрет А В Поликарпова
Портрет А В Поликарпова
Портрет А Ф Бестужева
Портрет А Ф Бестужева
Портрет Александра I Холст масло 59х...
Портрет Александра I Холст масло 59х41 см
Портрет Амвросия Подобедова
Портрет Амвросия Подобедова
Портрет великой княгини Елены Павлов...
Портрет великой княгини Елены Павловны
Портрет великой княгини Марии Федоро...
Портрет великой княгини Марии Федоровны 1796
Портрет великой княжны Александры Па...
Портрет великой княжны Александры Павловны 1796
Портрет великой княжны Александры Па...
Портрет великой княжны Александры Павловны
Портрет великой княжны Анны Павловны...
Портрет великой княжны Анны Павловны и великого князя Николая Павловича детей императора Павла I. 1797
Портрет великой княжны Елены Павловн...
Портрет великой княжны Елены Павловны 1796
Портрет великой княжны Марии Павловн...
Портрет великой княжны Марии Павловны Холст масло 68х52 см
Портрет Г Р Державина 1811г
Портрет Г Р Державина 1811г
Портрет генерал майора Федора Артемь...
Портрет генерал майора Федора Артемьевича Боровского 1799 Холст масло 81х63 см
Портрет гос казначея Ф А Голубцова ...
Портрет гос казначея Ф А Голубцова
Портрет графа Григория Григорьевича ...
Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми 1801. Холст масло 135х110 см
Портрет графини Анны Ивановны Безбор...
Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой 1803 Холст масло 134
Портрет Дарьи Алексеевны Державиной ...
Портрет Дарьи Алексеевны Державиной 1813 Холст масло 284х204 см
Портрет Е В Родзянко 1821.Холст масл...
Портрет Е В Родзянко 1821.Холст масло 81х64 см
Портрет Е Г Темкиной .1798
Портрет Е Г Темкиной .1798
Портрет Е Н Арсеньевой
Портрет Е Н Арсеньевой
Портрет Екатерины Александровны Арха...
Портрет Екатерины Александровны Архаровой .1820
Портрет Елены Александровны Нарышкин...
Портрет Елены Александровны Нарышкиной.1799
Портрет И П Дунина
Портрет И П Дунина
Портрет императрицы Марии Федоровны ...
Портрет императрицы Марии Федоровны Холст масло 82х71 см
Портрет княгини Маргариты Ивановны Д...
Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой 1810 Холст масло 86х66 см
Портрет княжны Анны Гаврииловны Гага...
Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной.1802г
Портрет княза Г С Волконского
Портрет княза Г С Волконского
Портрет Князя А.А.Долгорукого
Портрет Князя А.А.Долгорукого
Портрет М.А.Орловой Денисовой
Портрет М.А.Орловой Денисовой
Портрет Марии Ивановны Лопухиной 179...
Портрет Марии Ивановны Лопухиной 1797г
Портрет Михаила Десницкого
Портрет Михаила Десницкого
Портрет мореплавателя Ю.Ф.Лисянского...
Портрет мореплавателя Ю.Ф.Лисянского 1810г
Портрет Муртазы Кули хана 1796г
Портрет Муртазы Кули хана 1796г
Портрет Н.А.Толстого 1800г
Портрет Н.А.Толстого 1800г
Портрет П.Н.Дубовицкого
Портрет П.Н.Дубовицкого
Портрет Павла I в костюме гроссмейст...
Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена 1800г Холст масло 266х202 см
Портрет Павла Семеновича Масюкова 18...
Портрет Павла Семеновича Масюкова 1817г
Портрет торжковской крестьянки Христ...
Портрет торжковской крестьянки Христиньи 1795г
Портрет французкой писательницы Жарм...
Портрет французкой писательницы Жармены де Сталь 1812г
Рождество
Рождество
Святая Екатерина
Святая Екатерина
Спас нерукотворный 1823г
Спас нерукотворный 1823г
Спаситель
Спаситель
Спаситель 1814 -1815гг
Спаситель 1814 -1815гг