Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905) биография и картины

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905)

Выходец из семьи железнодорожника, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 — в Подольске и Тарусе.

Испытав влияние П. Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез.

Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея). Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна.

 В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка. От картины к картине («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902; «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает; в «Реквиеме» (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники». Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба — 1905).

Он тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-05, все — Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре.

Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет он А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности.

 Поэтика усадебной жизни наполнена у него (так же, как в литературе того времени — в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др.) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. Ранняя смерть мастера усилила восприятие его образов как лирического реквиема, посвященного старой России. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию

 

Автопортрет с сестрой
Автопортрет с сестрой
Автопортрет. 1904-1905
Автопортрет. 1904-1905
Агава
Агава
Беседка в Зубриловке
Беседка в Зубриловке
В лодке
В лодке
В ожидании гостей
В ожидании гостей
В парке
В парке
Венок васильков
Венок васильков
Весенний этюд
Весенний этюд
Весенняя сказка
Весенняя сказка
Весна
Весна
Водоём
Водоём
Волга. Нижний Новгород
Волга. Нижний Новгород
Встреча у колонны
Встреча у колонны
Гармония
Гармония
Гобелен
Гобелен
Дама в голубом 1
Дама в голубом 1
Дама в голубом
Дама в голубом
Дама в качалке
Дама в качалке
Дама в кринолине
Дама в кринолине
Дама у гобелена (Портрет Н.Ю.Станюко...
Дама у гобелена (Портрет Н.Ю.Станюкович)
Дафнис и Хлоя
Дафнис и Хлоя
Две сидящие дамы
Две сидящие дамы
Девушка в желтой шали
Девушка в желтой шали
Девушка в ожерелье
Девушка в ожерелье
Девушка на балконе
Девушка на балконе
Девушка с агавой
Девушка с агавой
Девушка, освещенная солнцем
Девушка, освещенная солнцем
Дерево
Дерево
Женщина в голубом
Женщина в голубом
Жницы
Жницы
За вышиванием
За вышиванием
Изумрудное ожерелье
Изумрудное ожерелье
Кавалер, читающий стихи
Кавалер, читающий стихи
Капуста и ветлы
Капуста и ветлы
Капуста
Капуста
Колокольчики
Колокольчики
Крымский этюд
Крымский этюд
Крыши
Крыши
Куст орешника
Куст орешника
Летняя мелодия
Летняя мелодия
Майские цветы
Майские цветы
Маки в саду
Маки в саду
Мальчик на берегу моря
Мальчик на берегу моря
Мальчик около разбитого кувшина
Мальчик около разбитого кувшина
Мальчик с собакой
Мальчик с собакой
Молебен на станции железной дороги ...
Молебен на станции железной дороги
Мотив без слов
Мотив без слов
На балконе
На балконе
Натюрморт. Цветы
Натюрморт. Цветы
Натюрморт
Натюрморт
Окно
Окно
Осенний вечер
Осенний вечер
Осенний мотив 1
Осенний мотив 1
Осенний мотив
Осенний мотив
Осенняя песнь
Осенняя песнь
Отблеск заката
Отблеск заката
Парк погружается в тень 1
Парк погружается в тень 1
Парк погружается в тень
Парк погружается в тень
Пастораль
Пастораль
Портрет дамы
Портрет дамы
Портрет Надежды Юрьевны Станюкович ...
Портрет Надежды Юрьевны Станюкович
Портрет сестры, Е.Э. Борисовой-Мусат...
Портрет сестры, Е.Э. Борисовой-Мусатовой
Последний луч
Последний луч
Призраки
Призраки
Прогулка при закате
Прогулка при закате
Прогулка
Прогулка
Пруд. Начало
Пруд. Начало
Реквием
Реквием
Розы и сережки
Розы и сережки
Сидящая женщина
Сидящая женщина
Сон божества
Сон божества
Спящая девушка
Спящая девушка
Терраса
Терраса
Тополя и облака
Тополя и облака
У реки
У реки
Усадьба
Усадьба
Цветы
Цветы