Бакст Лев Самуилович (1866-1924) биография и картины

Бакст Лев Самуилович (1866-1924)

Чтобы поступить вольнослушателем в Академию Художеств, Л. С. Баксту пришлось преодолеть сопротивление отца, мелкого коммерсанта. Проучился он четыре года (1883-87), но разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Начал заниматься живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь иллюстрированием детских книг и журналов.

В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А.Н.Бенуа ,К.А.Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898).

 Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". Он продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).
Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.

В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале "Жупел", потом в журналах "Сатирикон", "Золотое руно", "Аполлон", успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки). Но уже к концу 1900-х гг. ограничил себя работой в театре, изредка делая исключения для графических портретов близких ему людей, и вошел в историю именно как выдающийся театральный художник эпохи модерна.

 

Автопортрет. 1893
Автопортрет. 1893
Автопортрет. 1906
Автопортрет. 1906
Афиша-реклама изданий в пользу Общин...
Афиша-реклама изданий в пользу Общины св. Евгении
Ваза (Автопортрет)
Ваза (Автопортрет)
Две беотийки. Эскиз костюмов к балет...
Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс».
Древний ужас
Древний ужас
Иллюстрация к повести Гоголя Нос ...
Иллюстрация к повести Гоголя Нос
Карнатис, афиша.
Карнатис, афиша.
Котюмы для трагедии Софокла Эдип в К...
Котюмы для трагедии Софокла Эдип в Колоне.
Модель
Модель
Молодой беотиец. Эскиз костюма к бал...
Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс»
Молодой дагомеец.
Молодой дагомеец.
Нижинский в роли фавна в балете К.Де...
Нижинский в роли фавна в балете К.Дебюсси Послеполуденный отдых фавна.
Портрет Айседоры Дункан
Портрет Айседоры Дункан
Портрет Андрея Белого
Портрет Андрея Белого
Портрет Андрея Львовича Бакста, сына...
Портрет Андрея Львовича Бакста, сына художника
Портрет Вальтера Федоровича Нувеля ...
Портрет Вальтера Федоровича Нувеля
Портрет графини Келлер
Портрет графини Келлер
Портрет Жана Кокто
Портрет Жана Кокто
Портрет Зинаиды Гиппиус
Портрет Зинаиды Гиппиус
Портрет Исаака Левитана
Портрет Исаака Левитана
Портрет княгини Ольги Константиновны...
Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой
Портрет литератора Дмитрия Владимиро...
Портрет литератора Дмитрия Владимировича Философова
Портрет мадам Т
Портрет мадам Т
Портрет Марии Марковны Клячко, племя...
Портрет Марии Марковны Клячко, племянницы художника
Портрет Сергея Павловича Дягилева с ...
Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней
Портрет танцовщицы М.Казати
Портрет танцовщицы М.Казати
Портрет художника, критика и историк...
Портрет художника, критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа
Рисунок для эскиза костюма святого С...
Рисунок для эскиза костюма святого Себастьяна к мистерии Гобриеле д-Аннунцио Мученичество святого Себастьяна.
Святой Себастьян. Эскиз костюма к ми...
Святой Себастьян. Эскиз костюма к мистерии Габриеле д-Аннунцио Мученичество святого Себастьяна
Танец семи покрывал. Эскиз костюма С...
Танец семи покрывал. Эскиз костюма Саломеи к драме Оскара Уайльда Саломея.
Танцовщица из балета Жар-птица
Танцовщица из балета Жар-птица
Ужин.
Ужин.
Фронтиспис для сборника стихов Блока...
Фронтиспис для сборника стихов Блока Снежная маска
Элизиум. Декоративное панно.
Элизиум. Декоративное панно.
Эскиз декорации к балету Шехеразада ...
Эскиз декорации к балету Шехеразада на музыку Н.А.Римского-Корсакова.
Эскиз костюма баядерки с павлином к ...
Эскиз костюма баядерки с павлином к балету Райнальдо Гана Синий Бог
Эскиз костюма для еврейского танца в...
Эскиз костюма для еврейского танца в синем и золотом к балету Клеопатра.
Эскиз костюма для еврейского танца с...
Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином к балету Клеопатра.
Эскиз костюма для постановки Легенды...
Эскиз костюма для постановки Легенды Иосифа Рихарда Штрауса
Эскиз костюма для танцовщицы Тамары ...
Эскиз костюма для танцовщицы Тамары Карсавиной
Эскиз костюма Клеопатры для Иды Руби...
Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету Клеопатра на музыку А.С.Аренского.
Эскиз костюма Наставника принца к ба...
Эскиз костюма Наставника принца к балету П.И.Чайковского Спящая принцесса.
Эскиз костюма Орфея к балету Роже-Дю...
Эскиз костюма Орфея к балету Роже-Дюкассе
Эскиз костюма Пери к балету Поля Дюк...
Эскиз костюма Пери к балету Поля Дюка Пери
Эскиз костюма Синего бога для постан...
Эскиз костюма Синего бога для постановки Синий бог Райнальдо Гана
Эскиз костюма Синей султанши к балет...
Эскиз костюма Синей султанши к балету Шехеразада.
Эскиз костюма сирийского арфиста к б...
Эскиз костюма сирийского арфиста к балету Клеопатра
Эскиз костюма танцовщицы, держащей ш...
Эскиз костюма танцовщицы, держащей шлейф своего платья, к балету Поля Паре Смущенная Артемида
Эскиз костюма Флорестана для Карнава...
Эскиз костюма Флорестана для Карнавала Шумана.
Эскиз костюма царевны для Жар-Птицы ...
Эскиз костюма царевны для Жар-Птицы И.Стравинского.

Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы". Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903), имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева". "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

 Имя Бакста, ведущего художника "Русских сезонов", гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Правда, в 1914 г. он был избран членом АХ и получил такое право, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. Смерть от отека легких настигла Бакста в пору его славы, правда начинающей увядать, но все еще блистательной.