Бакалович Степан Владиславович (1857-1936) биография и картины

Бакалович Степан Владиславович (1857-1936)

С.В.Бакалович родился в семье художника. Мать - известная в Варшаве актриса. Первоначальное художественное образование получил у отца в Варшавской рисовальной школе.

 В 1876 г. Бакалович приезжает в Петербург и поступает в Академию Художеств. Учится блестяще и в 1881 г. заканчивает АХ с большой золотой медалью и правом на пенсионерскую поездку - за картину "Святой Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков". Бакалович едет в Краков к Я.Матейко, затем в Париж, посещает Алжир.

 В 1883 г. добирается до Рима и, пораженный красотой античных древностей, остается здесь навсегда. С этого момента художника интересуют исключительно сюжеты из древней греко-римской жизни. Он изучает историю и археологию, много времени проводит в Помпеях. В Россию же Бакалович регулярно отправляет па академические выставки свои новые картины. Ему сопутствует огромный успех, картины мгновенно раскупаются (и в России, и в Италии). Он становится одним из столпов так называемого позднего академизма. Его сравнивают с Г. И. Семирад-ским - кумиром широкой публики.

 В 1886 г. Бакалович получает звание академика исторической живописи за картины "Вечерний разговор", "Соседки", "Послание" и "Римский поэт Катулл читает свои стихи друзьям". Последнюю работу покупает для своей галереи П.М.Третьяков.

 Бакалович относится к достаточно распространенному типу художников, которые, обладая почти фотографической цепкостью глаза и замечательным мастерством, не имеют подлинной творческой оригинальности. Стремясь к красоте, они с техническим совершенством лишь внешне воспроизводят ее формы, уже существующие в искусстве. Бакалович был искренне увлечен красотой и цельностью античной жизни и быта, столь выразительно контрастирующими с буржуазной пошлостью конца XIX в. Но, по сути, он приспосабливал античность ко вкусам буржуазной публики. Его картины - это по преимуществу более или менее занимательные жанровые сценки в античных одеждах и декорациях, что видно даже по названиям: "Торжество в Помпеях", "В приемной Мецената" (обе 1888), "Майский вечер" (1889), "Гладиаторы перед выходом на арену" (1891), "Римская цветочница" (1900) и др. Драматические сюжеты, требующие психологической разработки, художнику не удавались (например, "Эдикт Мария",1896).

 В 1903 г. Бакалович посещает Египет. Результат - новые темы, но не новая живопись: "Моление Кхонсу" (1904), "Амент, великая жрица Хатор, выходящая из святая святых после моления богине" (1906) и др. В 1913 г. АХ отказала Бакаловичу в устройстве персональной выставки. В 1914-м он последний раз показал свою работу в Петербурге. Название картины кажется символичным: "Последние лучи". С этого времени связь художника с Россией обрывается.

 

Арка Тита. Рим
Арка Тита. Рим
В приемной у Мецената
В приемной у Мецената
Весна
Весна
Гладиаторы перед выходом на арену
Гладиаторы перед выходом на арену
Гречанка у моря
Гречанка у моря
Гречанка у моря1
Гречанка у моря1
Гречанка
Гречанка
Дискобол
Дискобол
Добрый самаритянин
Добрый самаритянин
Знойный день. Алжир
Знойный день. Алжир
Иаков узнает одежду сына своего Иоси...
Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет.
Мир с вами
Мир с вами
Моление Кхонсу
Моление Кхонсу
Наполеон у Малоярославца
Наполеон у Малоярославца
Нил. Деревня феллахов у Дендеры
Нил. Деревня феллахов у Дендеры
Ода
Ода
Октябрь
Октябрь
Омовение ног
Омовение ног
Пастушок
Пастушок
Помпея. У стен
Помпея. У стен
Прялка
Прялка
Ра-Хотеп – писец фараона
Ра-Хотеп – писец фараона
Римский поэт Катулл, читающий друзья...
Римский поэт Катулл, читающий друзьям свои произведения
С голубями
С голубями
Соседки. Сцена из римской жизни
Соседки. Сцена из римской жизни
У источника. Алжир
У источника. Алжир