Архипов Абрам Ефимович (1862-1930) биография и картины

  А.Е.Архипов родился на Рязанщине, в крестьянской семье, и не случайно жизнь русского крестьянства стала главной темой его творчества.С детства художник рисовал "везде, всегда, всюду, где только можно", как сам вспоминал впоследствии. Мальчик учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться и поступить в это училище. Годы занятий в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с периодом средоточия здесь уникальных педагогических сил. Художники, у которых учился Архипов, -В.Г.Перов, И. М. Прянишников,Ф.Л.Саврасов , В.Е.Маковский,В.Д.Поленов  являлись наиболее крупными живописцами эпохи.

 Особенно значительную роль в становлении Архипова как художника сыграли В.Г.Перов, еще ранее обратившийся к крестьянской теме, и В.Д.Поленов один из первых русских пленэристов.
 В годы учения Архипов много работал самостоятельно, летом ежегодно ездил на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды. Сохранилось немало его жанровых картин той поры. На них запечатлены различные эпизоды из жизни крестьян: "В лавке старьевщика" (1882), "Пьяница" (1883), "Водопой" (1883) и др. Два учебных года - с сентября 1884 по февраль 1886 г. - Архипов занимался в Петербургской Академии Художеств, где повышал свое профессиональное мастерство, а осенью 1886 г. возвратился в МУЖВЗ.

 В 1887 г. за картину "Посещение больной" молодой живописец получил большую серебряную медаль и звание классного художника. Началась самостоятельная творческая деятельность Архипова, протекавшая в основном в Москве. Он сотрудничал с ТПХВ, членом которого стал в 1891 г. Его неослабевающий интерес к жизни деревни отразился в картинах, написанных сразу же по окончании МУЖВЗ: "Пересуды", "На Волге" (обе 1888-89), "Деревенский иконописец" (1889).

В картине "На Волге" впервые Архипов подошел к решению одной из основных проблем современной ему пленэрной живописи - изображению человека на открытом воздухе; здесь складывается тип жанровой картины, где эмоциональное состояние человека передается главным образом через пейзаж. Эти же проблемы, но уже с большим размахом, с эпическим звучанием и с возросшим художественным мастерством решаются живописцем в картине "По реке Оке", экспонировавшейся на XVIII выставке ТПХВ в 1890 г. и принесшей автору подлинный успех.

В 1890-х гг. процесс объединения пейзажа и жанрового сюжета в одной картине, характерный для русской живописи данного периода, продолжается у Архипова в работах "Радоница" (1892), "Лед прошел" (1894- 95), "На реке" (1898), "Проводы крестного хода" (вторая половина 1890-х гг.). Глубоко поэтичная, проникнутая настроением умиротворенности картина "Обратный" (1896) словно подводит итог поискам художника в области лирического крестьянского жанра.

В 1896 г. на XXIV передвижной выставке появились две близкие по теме картины: "Смена. Углекопы" Н. А. Касаткина и "Поденщицы на чугунолитейном заводе" А. Е. Архипова. Оба живописца, каждый по-своему, откликнулись на происходивший в эти годы процесс пролетаризации крестьянства, связанный с развитием промышленности. Так вошла в творчество Архипова социальная тема, которая получила глубокое и законченное воплощение в известной его картине "Прачки" (первый вариант - конец 1890-х гг., второй вариант- 1901). Замысел этой, может быть, наиболее значительной картины мастера возник после посещения им прачечных близ Смоленского рынка в Москве. Здесь, по воспоминаниям самого художника, он "увидел старую женщину... устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть... Все живописно - пар клубится, усталость старухи...". Этот образ измученной постоянным изнурительным трудом женщины придает особую выразительность второму варианту картины. В 1903 г. Архипов вступил в только что возникший СРХ.

 Это объединение, отличавшееся интересом участников к национальной культуре и истории, просуществовало до 1923 г.; многие его представители, в том числе Архипов, вошли впоследствии в АХРР. Архипов занимался и педагогической работой. С 1894 г. он возглавлял натурный класс МУЖВЗ (с 1898 г. - в звании академика), в реорганизации которого принял участие после Октябрьской революции. Преподавал в 1918-20 гг. в ГСХМ, а в 1922-24 гг. во Вхутемасе. В разное время у него учились Ф. С. Богородский, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, В. В. Мешков, А. А. Пластов, К. Ф. Юон.

 В 1920-х гг. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: "Крестьянин Рязанской губернии" (1925), "Девушка с кувшином" (1927), "Крестьянка в зеленом фартуке" (1927). В этих портретах нашла продолжение традиция, сложившаяся в творчестве живописца еще в предреволюционные годы: крестьяне изображаются им как сильные, уверенные, жизнерадостные, красивые люди. Но теперь их внутренняя значительность и спокойная величавость возрастают, образы приобретают обобщенность, даже монументальность. Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета - все это создает образы людей, полных здоровья и радости, придает им жизнеутверждающую силу.

Радоница (Перед обедней). 1892

Радоница (Перед обедней). 1892Творчество Архипова, одного из наиболее последовательных продолжателей традиций классического передвижничества конца XIX века, по самой своей природе очень лирично. В его картинах, как правило, господствует настроение легкой, светлой задумчивости. Сцены из народной, крестьянской жизни, являющиеся наиболее обычными сюжетами его работ, чаще всего происходят на лоне родной сельской природы, и художник умеет прекрасно передать естественную духовную близость к ней постоянно живущих среди нее русских крестьян. Вспомним такие известные картины, как «По реке Оке» или «Лед прошел» . Сколько в них тонкого и вместе с тем простого, ясного, подлинно народного понимания жизни природы и знания крестьянской психологии. Подобное настроение ясно выражено и в одной из ранних картин Архипова «Радоница»,
В мягкой и красивой живописи здесь передан неяркий свет погожего осеннего утра. Нетороплива беседа собирающихся к обедне жителей села. По-особому благородна красота народных одежд, пусть это будет даже самый бедный армячок. На полотне изображен лишь небольшой участок церковного двора, но близкое присутствие широкой и спокойной природы русской деревни ощущается удивительно непосредственно и неоспоримо. В картинах Архипова на сюжеты из крестьянской жизни, созданных на рубеже XIX и XX веков, чувствуется отдаленный отзвук первых открытий поэтического мира народной души, сделанных еще в 20-х годах XIX столетия А. Г. Венециановым. Преемственность и новаторство органически соединены и воплощены художником в образах, порожденных знанием современной ему жизни, умными и тонкими натурными наблюдениями, присущей ему душевной теплотой.

 

В гостях
В гостях
Женщина в красном
Женщина в красном
Крестьянка в разовом
Крестьянка в разовом
Крестьянки на берегу Волги
Крестьянки на берегу Волги
Крестьянская девушка
Крестьянская девушка
Лёд прошёл
Лёд прошёл
На Волге
На Волге
Пейзаж. Этюд со срубом
Пейзаж. Этюд со срубом
По реке Оке
По реке Оке
Поденщицы на чугунолитейном заводе
Поденщицы на чугунолитейном заводе
Прачки
Прачки
Радоница (Перед обедней).
Радоница (Перед обедней).
Радоница. Фрагмент
Радоница. Фрагмент
Северное море
Северное море