Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824) биография и картины

Алексеев Федор Яковлевич
(1753-1824)

Ф. Я. Алексеев - первый в русской живописи мастер городского пейзажа.

 В 1766- 73 гг. учился в Академии Художеств, сначала в классе "живописи цветов и плодов", затем в пейзажном. В 1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям.

 В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства.

 По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А.Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж.Берне из собрания Эрмитажа. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов, имели невероятный успех. Они принесли художнику славу "российского Каналетто" и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.

  

Боярская площадка или Постельное кры...
Боярская площадка или Постельное крыльцо и Храм Спаса за золотой решеткой в Московском Кремле
Боярская площадь в Московском Кремле...
Боярская площадь в Московском Кремле
Вид Английской набережной со стороны...
Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова
Вид в Кремле на Сенат, Арсенал и Ник...
Вид в Кремле на Сенат, Арсенал и Никольские ворота
Вид Воскресенских ворот Китай-города...
Вид Воскресенских ворот Китай-города, Никольских ворот Кремля и Неглинного моста
Вид города Бахчисарая
Вид города Бахчисарая
Вид города Николаева
Вид города Николаева
Вид Дворцовой набережной от Петропав...
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794
Вид Казанского собора в Петербурге
Вид Казанского собора в Петербурге
Вид Москвы около Иверских ворот Крем...
Вид Москвы около Иверских ворот Кремля
Вид Москвы от Троицких ворот Кремля ...
Вид Москвы от Троицких ворот Кремля
Вид Москвы
Вид Москвы
Вид на Адмиралтейство и Дворцовую на...
Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса
Вид на Воскресенские ворота и Неглин...
Вид на Воскресенские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы
Вид на Воскресенские и Никольские во...
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве
Вид на Воспитательный дом
Вид на Воспитательный дом
Вид на Михайловский замок в Петербур...
Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки
Вид на Михайловский замок и площадь ...
Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге.
Вид на Московский Кремль со стороны ...
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста
Вид на Стрелку Васильевского острова...
Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости
Вид на Теремной дворец и собор Спаса...
Вид на Теремной дворец и собор Спаса на Бору
Вид Петропавловской препости и Дворц...
Вид Петропавловской препости и Дворцовой набережной
Вид храма Василия Блаженного от Моск...
Вид храма Василия Блаженного от Московской улицы
Вид церкви Гребневской Богоматери и ...
Вид церкви Гребневской Богоматери и Владимирских ворот Китай-города
Вид церкви за Золотой решеткой и Тер...
Вид церкви за Золотой решеткой и Теремного дворца
Вил церкви Никола Большой Крест на И...
Вил церкви Никола Большой Крест на Ильинке
Внутренний вид двора с садом. Лоджия...
Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции.
Военный госпиталь в Лифортово
Военный госпиталь в Лифортово
Дворец Царицыно около Москвы
Дворец Царицыно около Москвы
Иллюминация на Соборной площади в че...
Иллюминация на Соборной площади в честь коронации Александра I
Интерьер Храма Воскресения Христого ...
Интерьер Храма Воскресения Христого в Новом Иерусалиме
Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого
Михайловский дворец в Петербурге
Михайловский дворец в Петербурге
Новый Иерусалим Собор Воскресения Хр...
Новый Иерусалим Собор Воскресения Христого
Панорамный вид Коломенского
Панорамный вид Коломенского
Панорамный вид Царицыно
Панорамный вид Царицыно
Площадь в Херсоне
Площадь в Херсоне
Праздник иконы Казанской Божьей Мате...
Праздник иконы Казанской Божьей Матери на Красной Площади
Приютская больница в Москве
Приютская больница в Москве
Сергиева Лавра. Вид на Успенский Соб...
Сергиева Лавра. Вид на Успенский Собор
Сергиева Лавра
Сергиева Лавра
Собор Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного
Соборная площадь в Московском Кремле...
Соборная площадь в Московском Кремле
Страстная Площадь
Страстная Площадь
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра

 Среди его работ 1790-х гг. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест, которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов - Николаева, Херсона, Бахчисарая.

В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом - разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.

 В 1800-х гг. Алексеев - уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г.) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность. Таковы "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова", "Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса", "Вид Казанского собора в Петербурге", "Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости".

 Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.