Айвазовский Иван Константинович - биография и картины

Айвазовский Иван Константинович(1817-1900)

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию. После постигшей Феодосию эпидемии чумы в 1812 году, семье Гайвазовских жилось тяжело. Содержать семью, в которой были две дочери и три сына, помогала жена Константина Рипсиме, искусная вышивальщица.

  Маленький Ованес проявил исключительные способности к рисованию и музыке, хорошо играл на скрипке. Он с увлечением копировал гравюры из книги о борьбе греков против османского владычества. На склоне лет он писал: “Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море”.

Начальное образование Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию, в которую его помог определить городской архитектор Кох. В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А. Казначеева Айвазовский отправился в Петербург, и по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева. Затем учился в батальном классе у А. Зауервейда и недолгое время у приглашенного из Франции мариниста Ф. Таннера.

Уже в 1835 году за “Этюд воздуха над морем” ему была присуждена серебряная медаль второго достоинства. В 1837 году за три морских вида и в особенности за картину “Штиль” ему присуждают Первую золотую медаль и сокращают академический курс на два года с условием, чтобы за это время он написал пейзажи ряда крымских городов. В результате поездки в Крым появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи и картины “Лунная ночь в Гурзуфе” (1839), “Буря”, “Морской берег” (1840).

В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту корабля он знакомится с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, В. Н. Истоминым, получает возможность изучить конструкции военных кораблей. Создает первое батальное полотно — “Высадка десанта у Субаши”. Там же он познакомился с разжалованными в рядовые декабристами М. М. Нарышкиным, А. И. Одоевским, Н. Н. Лорером, которые принимали участие в деле при Субаши. Крымские работы художника успешно экспонировались на выставке в Академии художеств, и в качестве поощрения И. К. Айвазовскому была предоставлена командировка в Италию.

В 1840 году Айвазовский отправляется в Италию. Там он знакомится с яркими деятелями русской литературы, искусства, науки — Гоголем, Александром Ивановым, Боткиным, Панаевым. В это же время, в 1841 году, фамилию Гайвазовский художник изменил на Айвазовский.

Деятельность художника в Риме начинается с изучения и копирования произведений мастеров прошлого, он много работает над натурными этюдами. В одном из писем Айвазовский говорил: “Я, как пчела, собираю мед из цветника”. На протяжении всей жизни он возвращался к пейзажам Италии, гармоничное сосуществование человека и моря в этой стране запечатлелось в его памяти как образец красоты. Айвазовский создал в Италии около пятидесяти крупных картин. Успех художнику принесли романтические морские пейзажи “Буря”, “Хаос”, “Неаполитанский залив лунной ночью” (1839) и другие. Его картину “Хаос” приобрел Ватиканский музей. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. Талант художника признают ценители искусства и коллеги. А. Иванов отмечает способности Айвазовского в изображении моря, гравер Ф. Иордан утверждает, что Айвазовский — первооткрыватель жанра морской живописи в Риме.

В 1843 году начинается путешествие художника с выставкой картин по Европе. “Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями”, — вспоминал Айвазовский. Одно из них — звание академика, присужденное Академией художеств Амстердама. Как единственный представитель русского искусства он участвовал в международной выставке, организованной в Лувре. Десять лет спустя он первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.

В 1844 году, на два года раньше намеченного срока, Айвазовский вернулся в Россию. По возвращении на родину Петербургская Академия художеств удостаивает его звания академика. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира и поручило “обширный и сложный заказ” — написать все русские военные порты на Балтийском море. В течение зимних месяцев 1844 — 1845 гг. Айвазовский выполнил правительственный заказ и создал еще ряд прекрасных марин.

В 1845 году вместе с экспедицией Ф. П. Литке Айвазовский побывал у берегов Турции и Малой Азии. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. Возвратившись из экспедиции, Айвазовский уезжает в Феодосию. “Это чувство или привычка, моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, — писал художник, — но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному морю”.

В Феодосии художник построил на берегу моря дом-студию и окончательно обосновался здесь. Зимой он обычно бывал со своими выставками в Петербурге и других городах России, иногда выезжал за границу. В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Художник говорил о своем творческом методе: “Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий — неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта...”.

Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К. П. Брюллова, сказавшихся на живописном мастерстве художника. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен. Очень ярко это отразилось в батальной картине “Чесменский бой”, написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению. Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них — в момент взрыва. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в пылающий костер. На переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. На воде можно различить обломки турецких судов с группами матросов, взывающих о помощи, и другие детали.

Вклад Айвазовского в батальную живопись значителен. Он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, неоднократно обращался к героическим подвигам русского военно-морского флота: “Каждая победа наших войск на суше или на море, — писал художник, — радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне...”.

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи. Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40 — 50-х годов являются: “Буря на Черном море” (1845), “Георгиевский монастырь” (1846), “Вход в Севастопольскую бухту” (1851).

К раннему периоду творчества Айвазовского, отмеченному стремлением передать особое состояние природы, относится картина “Девятый вал” (1850). В ней передана сила, пробужденная в человеке стихией. Возвышенное романтическое чувство передано в колорите — в контрастах насыщенного темно-зеленого цвета волн, марева, окутавшего рассветное солнце, в оттенках пенных гребней бушующего моря.

Айвазовский создал своеобразный метод цвето-линейного построения картин и свой живописный язык, никого не повторявший и не противоречивший предмету изображения. Эти выразительные средства постепенно претерпели изменения, палитра художника стала светлее, он становится более сдержанным в передаче красочных эффектов природы. Айвазовский вплотную подошел к пленэрной живописи. Он никогда не утрачивает интереса к морской стихии. Всепоглощающая вздыбленная громада, цвет которой составлен из неуловимых переходов серо-голубых тонов, господствует в картине “Волна” (1889). И. Н. Крамской писал о картине “Черное море” (1881): “На картине нет ничего кроме воды и неба, но вода это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю”.

Творчество Айвазовского своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия — штиль, легкое волнение, шторм, буря, производящая впечатление вселенской катастрофы. В его работах можно увидеть море в любую пору суток — от светозарных восходов до лунных ночей; и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты. Айвазовский прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы было видно прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Но воспроизвести море таким, как оно есть, Айвазовский считал невозможным и потому никогда не писал с натуры, полагаясь лишь на воображение.

Небо всегда занимало большое место в композиции картин Айвазовского. Воздушный океан — движение воздуха, разнообразие очертаний облаков и туч, их грозный стремительный бег во время бури или мягкость сияния в предзакатный час летнего вечера иногда сами по себе создавали эмоциональное содержание его картин.

Пятидесятые годы связаны с Крымской войной 1853 — 1856 годов. Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Адмирал Нахимов, высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, сказал: “Картина чрезвычайно верно сделана”.

В творчестве Айвазовского можно встретить картины на самые разнообразные темы, например, изображения природы Украины. Он любил беспредельные украинские степи и вдохновенно изображал их в своих произведениях (“Чумацкий обоз” (1868), “Украинский пейзаж” (1868)), близко подойдя при этом к пейзажу мастеров русского идейного реализма. В этой привязанности к Украине сыграла свою роль близость Айвазовского к Гоголю, Шевченко, Штернбергу.

Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования Айвазовского. В эти годы он создал ряд замечательных полотен: “Буря ночью” (1864), “Буря на Северном море” (1865), которые относятся к наиболее поэтическим картинам Айвазовского.

1867 году Айвазовский создает большой цикл картин, связанный с восстанием жителей острова Крит против турецкого ига.

В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. Он писал предгорья Кавказа с цепью снеговых гор на горизонте, панорамы горных массивов, уходящих вдаль, как окаменевшие волны, Дарьяльское ущелье и затерявшийся среди скалистых гор аул Гуниб. В Армении он написал озеро Севан и Араратскую долину. Им создано несколько прекрасных картин, изображающих Кавказские горы со стороны восточного побережья Черного моря.

Среди десятков картин на армянскую тему особенно привлекают внимание мастерством исполнения и психологизмом портреты бабушки художника и его старшего брата Габриэла, католикоса Хримяна, новонахичеванского городского головы А. Халибяна. Айвазовский создал целый ряд картин на библейские и исторические сюжеты: в их числе “Крещение армянского народа” и “Клятва. Полководец Вардан”. В ряду этих работ и большое полотно “Сошествие Ноя с Арарата”, где утонченная гармония легких тонов передает пронизанную утренним светом свежесть воздуха и величие библейской земли.

В 1869 году Айвазовский отправился в Египет для участия в церемонии открытия Суэцкого канала. В результате этого путешествия была написана панорама канала и создан ряд картин, отражающих природу, жизнь и быт Египта, с его пирамидами, сфинксами, караванами верблюдов.

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину “Радуга”. В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, — нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Ураганный ветер срывает водяную пыль с гребней волн. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела прозрачность, мягкость и чистоту цвета. Картина “Радуга” была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

Свет как идея играет в творчестве Айвазовского значительную роль. Изображая море, облака и воздушное пространство, художник фактически изображает свет. Свет в его искусстве — символ жизни, надежды и веры, символ вечности.

В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно проследить появление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего зыбь на море. Прелесть этих картин заключается в хрустальной ясности, искрящемся сиянии, которое они излучают. Этот цикл принято называть “голубыми Айвазовскими”.

Айвазовский был близок со многими передвижниками. Его блестящее мастерство высоко ценили Крамской, Репин, Стасов и Третьяков. Айвазовский стал устраивать выставки своих картин в Петербурге, Москве, во многих других больших городах России задолго до организации передвижных выставок. В 1879 году Иван Константинович посещает Геную, где собирает материалы об открытии Америки Колумбом. В 1880 году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею.

В 1881 году Айвазовский создал картину “Черное море”. Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания.

В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: “Обвал скалы” (1883), “Волна” (1889), “Буря на Азовском море” (1895), “От штиля к урагану” (1895) и другие. Одновременно с этими картинами Айвазовский написал ряд произведений, близких к ним по замыслу, но выделяющихся новой красочной гаммой, предельно скупой по цвету, почти что монохромной. На них изображен бурный прибой в зимний ветреный день: о песчаный берег разбивается волна, бурлящие массы воды, покрытые пеной, стремительно сбегают в море, унося с собой клочья тины, песок и гальку. Навстречу им поднимается очередная волна, которая является центром композиции картины. Чтобы усилить впечатление нарастающего движения, Айвазовский берет очень низкий горизонт, которого почти касается гребень большой надвигающейся волны. Над морем нависло тяжелое свинцовое небо в грозовых тучах. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Все они являются вариантами одного и того же сюжета, отличающимися только в деталях. Этот значительных цикл картин объединен не только общностью сюжета, но и цветовым строем, характерным сочетанием свинцово-серого неба с оливково-охристым цветом воды, чуть тронутой у горизонта зеленовато-голубыми лессировками. В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии.

В 1898 году Айвазовский написал картину “Среди волн”, которая стала вершиной его творчества. Художник изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой.

В 1899 году он написал небольшую картину, прекрасную по ясности и свежести колорита, построенного на сочетании голубовато-зеленого цвета воды и розового в облаках — “Штиль у Крымских берегов”.

По мере того как накапливался творческий опыт и мастерство Айвазовского, в процессе работы художника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительных рисунках. Теперь он создает набросок будущего произведения по воображению, а не по натурному рисунку, как он это делал в ранний период творчества. Не всегда Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением, например, имеются три варианта эскиза к последней его картине “Взрыв корабля”. Айвазовский говорил о методе своей работы: “Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей”.

Для графических работ Айвазовский пользовался разнообразными материалами и техническими приемами. К шестидесятым годам относится ряд тонко написанных акварелей, сделанных одним цветом — сепией. В 1860 году Айвазовский написал прекрасную сепию “Море после бури”. Эту акварель Айвазовский послал в подарок П. М. Третьякову. Широко пользовался Айвазовский мелованной бумагой. Рисунок “Буря” (1855) был сделан на бумаге, тонированной в верхней части теплым розовым, а в нижней — серо-стальным цветом. Различными приемами процарапывания тонированного мелового слоя Айвазовский хорошо передал пену на гребнях волны и блики на воде.

В самом конце жизни, организовав в Петербурге последнюю свою выставку, художник решил поехать в Италию: “Мое начало озарено этой страной, и теперь я снова хочу встретиться со своей молодостью”. Мечте Айвазовского не суждено было сбыться.

Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает огромный отрезок времени — шестьдесят лет творчества. До последних дней жизни Айвазовский был полон новых замыслов. За свою творческую жизнь художник создал шесть тысяч картин. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире.

Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года. Согласно воле Айвазовского его погребли в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись — высеченные по-древнеармянски слова историка V века Мовсесе Хоренаци — гласит: “Родился смертным, оставил по себе бессмертную память”.

А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе
А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе
А.С. Пушкин на берегу Черного моря. ...
А.С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897
А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при ...
А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899
А.С. Пушкин_ в Крыму у Гурзуфских ск...
А.С. Пушкин_ в Крыму у Гурзуфских скал. 1880
Автопортрет. 1874
Автопортрет. 1874
Автопортрет. 1881
Автопортрет. 1881
Алушта. 1878
Алушта. 1878
Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточн...
Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны. 1869
Афинский Акрополь. 1883
Афинский Акрополь. 1883
Аю-Даг в туманный день. 1853
Аю-Даг в туманный день. 1853
Баржи у морского берега
Баржи у морского берега
Башни на скале у Босфора. 1859
Башни на скале у Босфора. 1859
Башня. Кораблекрушение. 1847
Башня. Кораблекрушение. 1847
Берег моря ночью. У маяка. 1837
Берег моря ночью. У маяка. 1837
Берег моря. 1861
Берег моря. 1861
Берег моря. Туманное утро. 1850-е
Берег моря. Туманное утро. 1850-е
Берег моря. Штиль.
Берег моря. Штиль.
Берег Неаполя. Вид Везувия.
Берег Неаполя. Вид Везувия.
Берег Ялты. 1885
Берег Ялты. 1885
Берега Далмации.
Берега Далмации.
Беспокойное море. 1877
Беспокойное море. 1877
Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 ...
Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. 1848
Бой парохода Веста с турецким бронен...
Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фехти-Буленд в Чёрном море 11 июля 1877 года.
Большой рейд в Кронштадте. 1836
Большой рейд в Кронштадте. 1836
Босфор в лунную ночь. 1874
Босфор в лунную ночь. 1874
Бриг Меркурий после победы над двумя...
Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848
Бриг Меркурий, атакованный двумя тур...
Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями. 1892
Бурное море ночью. 1853
Бурное море ночью. 1853
Бурное море. 1844
Бурное море. 1844
Бурное море. 1860
Бурное море. 1860
Бурное море. 1868
Бурное море. 1868
Бурное море. 1887
Бурное море. 1887
Буря на Ледовитом океане. 1864
Буря на Ледовитом океане. 1864
Буря на море лунной ночью
Буря на море лунной ночью
Буря на море ночью. 1849
Буря на море ночью. 1849
Буря на море ночью. 1895
Буря на море ночью. 1895
Буря на море. 1847
Буря на море. 1847
Буря на море. 1850
Буря на море. 1850
Буря на море. 1873
Буря на море. 1873
Буря на море. 1880
Буря на море. 1880
Буря на море1. 1893
Буря на море1. 1893
Буря на море2. 1893
Буря на море2. 1893
Буря на Северном море. 1865
Буря на Северном море. 1865
Буря на Северном море. 1875
Буря на Северном море. 1875
Буря на Черном море. 1873
Буря на Черном море. 1873
Буря на Черном море. 1875
Буря на Черном море. 1875
Буря над Евпаторией. 1861
Буря над Евпаторией. 1861
Буря у берегов Ниццы. 1885
Буря у берегов Ниццы. 1885
Буря у мыса Айя. 1875
Буря у мыса Айя. 1875
Буря у скалистых берегов. 1875
Буря у скалистых берегов. 1875
Буря. 1851
Буря. 1851
Буря. 1857
Буря. 1857
Буря. 1868
Буря. 1868
Буря. 1872
Буря. 1872
Буря. Закат. 1856
Буря. Закат. 1856
Буря. Крушение иностранного корабля ...
Буря. Крушение иностранного корабля (Эпизод Крымской войны). 1855
Буря. Прощание с кораблем. 1899
Буря. Прощание с кораблем. 1899
Буря1. 1886
Буря1. 1886
Буря1. 1899
Буря1. 1899
Буря2. 1886
Буря2. 1886
Буря2. 1899
Буря2. 1899
Буря3. 1886
Буря3. 1886
Бухта Золотой Рог. Турция. После 184...
Бухта Золотой Рог. Турция. После 1845
Бушующее море
Бушующее море
В бурю. 1872
В бурю. 1872
В бурю. 1899
В бурю. 1899
В волнах. 1893
В волнах. 1893
В гавани. 1842
В гавани. 1842
В Ливадии
В Ливадии
Варяжская сага путь из варяг в греки...
Варяжская сага путь из варяг в греки. 1876
Везувий
Везувий
Венецианская лагуна. Вид на остров С...
Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо. 1844
Венецианская ночь
Венецианская ночь
Венеция. 1842
Венеция. 1842
Венеция. 1844
Венеция. 1844
Венеция. 1870-е
Венеция. 1870-е
Венчание поэта в Древней Греции. 188...
Венчание поэта в Древней Греции. 1886
Ветряная мельница на берегу моря. 18...
Ветряная мельница на берегу моря. 1837
Ветряные мельницы в украинской степи...
Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. 1862
Вечер в Крыму. Ялта. 1848
Вечер в Крыму. Ялта. 1848
Вечер на море. 1871
Вечер на море. 1871
Вечер на море
Вечер на море
Вечер. На рейде
Вечер. На рейде
Взрыв корабля. 1900
Взрыв корабля. 1900
Взрыв трехмачтового парохода в Сулин...
Взрыв трехмачтового парохода в Сулине 27 сентября 1877 года. 1878
Взятие русскими матросами турецкой л...
Взятие русскими матросами турецкой лодки и освобождение пленных кавказских женщин. 1880
Взятие Севастополя. 1855
Взятие Севастополя. 1855
Вид Амальфи. 1865
Вид Амальфи. 1865
Вид Амстердама. 1854
Вид Амстердама. 1854
Вид Босфора. 1864
Вид Босфора. 1864