Рафаэль Санти (1483–1520) биография и картины

Рафаэль Санти родился в 1483 году в городе Урбино. Его отец был поэтом и придворным художником Федериго да Монтефельтро, герцога Урбинского, знаменитого кондотьера и любителя искусств. В 1500 году Рафаэль приезжает в Перуджу и поступает в мастерскую Пьетро Перуджино. С 1504 года он работает во Флоренции, ставшей для него второй школой, изучает произведения Леонардо и Микеланджело. В 1508 году он был вызван папой Юлием И в Рим, где умер в 1520 году.

 В Урбино, одном из культурных центров эпохи Возрождения, Рафаэль сближается с известными гуманистами и поэтами Кастильоне, Бембо Биббиеной, общение с которыми расширило его кругозор. Особенно важна была для него дружба с Бальдассаро Кастильоне, поэтом, дипломатом, ученым и гуманистом, который первый открыл в Рафаэле талант великого художника. В книге Кастильоне «О придворном» раскрыто представление людей Возрождения о гармонической, всесторонне развитой личности — идеал, которому следовал Рафаэль в своем творчестве.

Автопортрет Рафаэля Автопортрет  


«Автопортрет» Рафаэля интересен тем, что несет в своем содержании также черты этого идеала. В нем сказалось и то новое, что появилось у художников Высокого Возрождения в оценке своей деятельности, — осознание высокого предназначения художника, особого места в обществе. Отсюда такое удивительное своим благородством чувство человеческого достоинства, выраженное в спокойном взгляде художника, в его слегка поднятой голове и всей скромной и величественной осанке. Чистый, высокий лоб, гордый поворот головы, нежный, четкий овал лица, сдержанность чувств свидетельствуют о внутренне уравновешенном характере мыслителя и поэтически возвышенной, чуждой суетности, душе.


Обручение девы Марии с Иосифом Обручение девы Марии с Иосифом.1504 г.


Христианская легенда — обручение девы Марии с Иосифом — перенесена в реальную обстановку, на площадь итальянского города. Четкая и уравновешенная композиция, лишенная какой бы то ни было назойливости и надуманности, поражает своей естественностью. Картина построена ясно и логично, с тонким чувством меры и гармонии частей. Все действующие лица разбиты на две группы, в центре изображен священник, соединяющий руки жениха и невесты. Бесконечно обаятелен образ Марин. Линии ее фигуры, шеи и робко протянутой руки полны удивительного изящества. Юноши и девушки стоят в свободных разнообразных позах. Действие развертывается на площади, темные плиты которой уводят глаз зрителя к дальнему плану, завершающемуся круглым храмом. Это поразительное по легкости и изяществу здание, созданное творческой фантазией Рафаэля, свидетельствует о его тонком вкусе и замечательном таланте архитектора. Рафаэль использует легенду лишь как предлог для изображения события реальной жизни, и потому храм на дальнем плане выдержан в стиле Высокого Возрождения. А на площади, кроме главных действующих лиц, присутствуют другие люди, которые призваны как бы «населить» ее.


Мадонна Грандука Мадонна Грандука 1505г Дерево, масло


«Мадонна Грандука» — одна из ранних мадонн флорентийского периода. Композиция связывает эту мадонну с тем периодом» когда Рафаэль был учеником Перуджино и писал мечтательно-лирических мадон. Однако в «Мадонне Грандука» намечаются уже те черты, которые позволяют говорить об эволюции в творчестве Рафаэля в сторону более сложной внутренней трактовки образа. Крупная фигура мадонны занимает почти все пространство полотна, фон картины нейтральный, темный. — все это придает образу ту значительность и монументальность, которые были чужды произведениям более раннегого периода. В это время Рафаэль уже имел возможность познакомиться с произведениями великого Леонардо тончайшая дымка (знаменитое леонардовское «сфумато) как бы обволакивает форму, придавая всем очертаниям особую мягкость.

Св. Георгий, поражающий копьем дракона Св. Георгий, поражающий копьем дракона.1506г

Первое признание и высокую оценку талант Рафаэля получил в его родном городе Урбино. Двор Урбинского герцога Гвидобальдо был одним из самых просвещенных в Италии и получить там признание было нелегко. О том. Каким подлинным произведением искусства была признана эта картина, свидетельствует интересный Факт: в 1507 году из Урбино в Англию уехал с дипломатическим поручением Бальдассара Кастильоне — поэт, ученый и тонкий знаток искусства. А в подарок английскому корплю от урбинского герцога он повез «Св. Георгия» Рафаэля.


 Мадонна делла Седиа. 1514—1515 гг. Дерево, масло

Мадонна делла СедиаМадонна делла Седиа (в переводе "Мадонна в кресле") была написана Рафаэлем в период высшего расцвета его таланта. С созданием ее связана любопытная легенда: однажды, на площади перед Ватиканом Рафаэль увидел красавицу крестьянку, кормившую ребенка. Восхищенный се красотой, он хотел тут же сделать набросок и за неимением бумаги вышиб дно из валявшегося рядим бочонка, чем якобы и определяется круглая форма картины. Эта легенда интересна с точки зрения характеристики метода работы Рафаэля, для которого источником вдохновения всегда была живая действительность. Народный костюм мадонны подчеркивает земной характер образа матери, нежно прижимающей к груди ребенка. Круглая форма картины дает возможность расположить всех действующих лиц композиции с таким расчетом, чтобы наиболее полно выявить охватившие их чувства глубокой нежности и любви. Прической, чертами лица и всем своим внешним обликом "Мадонна в кресле" напоминает «Донну Велату»

Мадонна со щегленком Мадонна со щегленком. 1506 г


«Мадонна со щегленком» принадлежит к числу наиболее знаменитых мадонн флорентийского периода Рафаэля. Здесь традиционный сюжет усложнен введением третьего персонажа—маленького Иоанна-Крестителя. С удивительным мастерством изображены дети» различные по характеру и по внешнему облику: один из них—задумчивый и сосредоточенный, другой—веселый и жизнерадостный.
Согласно легенде младенец Христос своим прикосновением воскресил мертвого щегленка. Рафаэль трактует этот евангельский сюжет как игру детей с птичкой. Единство всей группы определяется не только строгостью и четкостью композиции, но и глубокой внутренней связью.
Образ мадонны — прекрасный своей духовной чистотой и обаянием — один из самых мягких и женственных образов, созданных Рафаэлем.

 Положение во гроб, 1507 г. Дерево, масло

Положение во гробКартина «Положение во гроб» была заказана Рафаэлю одной знатной дамой из Перуджи в память о ее безвременно погибшем сыне. Законченной картине предшествовал ряд рисунков, в которых нашли отражение поиски композиции, наиболее полно раскрывающей состояние матери в момент последнего прощания с сыном. Эпизод из евангельской легенды Позволил Рафаэлю создать полотно, полное трагизма. Для акцентирования чувств матери, ее горя и безмерной скорби Рафаэль в окончательном варианте картины отделяет группу богоматери от группы людей, уносящих тело Христа. Мадонна падает без чувств на руки окружающих ее женщин. «Положение во гроб» — это своеобразный экзамен, показ того, чему Рафаэль научился во Флоренции, где он имел возможность познакомиться с творчеством мастеров XV века и своих великих современников: Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Портрет кардинала Портрет кардинала. 1507 г.Дерево. масло

Диапазон Рафаэля-портретиста весьма широк, он начал работать в этой области еще во время своего пребывания во Флоренции. Но наиболее значительные портреты были созданы им позднее, уже в Риме. Перед нами скорее ученый нежели кардинал, имя его, к сожалению, до нас не дошло, но, по-видимому, он принадлежал к тому кругу ученых, поэтов и Философов. С которым Рафаэль был тесно связан. В этом портрете Рафаэль создал возвышенный образ человека, благородного и умного, полного сознания собственного достоинства.

Потрет папы Льва X. 1517—1519 гг. Дерево, масло

Потрет папы Льва X«Портрет папы Льва X»—одно из наиболее значительных портретных произведений Рафаэля — представляет собой групповой портрет, на котором папа изображен с двумя кардиналами. Стремясь возвысить и облагородить образ папы, Рафаэль изображает его в момент изучения миниатюр старинной рукописи. Тем самым художник как бы стремится подчеркнуть его интерес к искусству и науке. В действительности же папа Лев X был человеком недалеким, беспринципным политиком и ярым поклонником земных наслаждений. Узнав, что его избрали папой, он, как гласит предание, воскликнул: «Будем же наслаждаться папством, раз господь даровал нам его». Портрет отличается тонкостью психологических характеристик. Достаточно для сравнения сопоставить толстого, обрюзгшего папу Льва X и кардинала, стоящего’ слева. Это хитрый интриган Джулио Медичи, который впоследствии станет известен своей жестокостью и коварством под именем папы Климента VII.

Донна ВелатаДонна Велата. около 1515


«Донна Велата» (Дама с покрывалом)—портрет неизвестной нам современницы художника. Это один из самых блестящих портретов периода наивысшего расцвета творчества Рафаэля. Создан он в те годы, когда художник выл так завален заказами, что многое поручал своим ученикам, работавшим по его рисункам. Однако своих мадонн и портреты Рафаэль всегда писал сам. В молодой красивой римлянке, изображенной на портрете, все полно благородства в величавости, её «взгляд спокоен, лицо оживлено легкой улыбкой, поза свободна и непринуждённа. На портретируемой нарядное платье, полуприкрытое простым, гладким покрывалом. Внимание зрителя сосредоточено на лице. В этой молодой красивой женщине с большими тёмными глазами высоким чистым лбом принято видеть прообраз «Сикстинской мадонны».

 Деталь фрески Месса в Больсене. (группа стрелков швейцарской гвардии). 1514 г.


Деталь фрески Месса в Больсене«Месса в Больсене»— Фреска, написанная на стене Станци Элиодора в Ватикане. Согласно легенде, в Больсене, небольшом местечке близ города Орвьето, в XIII веке произошло событие, которое заставило одного священника уверовать в таинство причастия. В той же самой церкви, где по преданию произошло чудо, в 1506 году папа Юлий II отслужил мессу. Таким образом, на фреске изображены два разновременных действия: легендарная месса и подлинная. Изображение реального события позволило Рафаэлю ввести в роспись портреты современников—папу Юлия II и одетых в яркие одежды стрелков швейцарской гвардии, изображенных коленопреклоненными справа у подножия ступеней. Их характеристики остро индивидуальны.

Деталь фрески «Афинская школа».  Деталь фрески «Афинская школа». 1511 г


Один из наиболее прославленных шедевров Рафаэля — «Афинская школа» — украшает cтену «Залы Подписи» (Станца делла Сеньятура) в Ватикане. Название фрески условно: оно связано с тем, что в центре композиции изображены Платон и Аристотель—великие философы древности, жившие в Афинах. Основная тема «Афинской школы*—богатство человеческого разума и непреходящая ценность человеческой мудрости. Персонажей фрески много, и они удивительно разнообразны по своим характеристикам: одни из них слушают спор Платона и Аристотеля, другие заняты изложением научных проблем и выводов. Композиция «Афинской школы» такова, что зритель сам чувствует себя как бы участником собрания философов и ученых. В этом произведении Рафаэль отразил современные ему философские устремления, выразившиеся в увлечении античной философией. В качестве символа связи культуры Возрождения с античностью художник изобразил в «Афинской школе» самого себя и своего современника. Крайние справа внизу две фигуры — это художник Содома и сам Рафаэль.

 Портрет Анжело Дони 1505 г. Дерево, масло.

Портрет Анжело Дони Рафаэлю было всего лишь 22 года.в то время, когда он написал портрет флорентинца Анжело Дони. Но уже в этот ранний период дарование Рафаэля-портретиста проявилось достаточно ярко. Он никогда не ограничивался одной лишь передачей внешнего сходства. В его портретах всегда ясно выражено стремление раскрыть характер портретируемого, создать индивидуализированный образ человека. Весь облик молодого флорентинца говорит о его энергичном, смелом и решительном характере, о большой внутренней собранности. Анжело Дони — настоящий представитель эпохи Возрождения, уверенный в себе, без страха глядящий на мир.