ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) биография и картины

 Леонардо да Винчи родился неподалеку от Флоренции, в небольшом городке Винчи (отсюда его имя). Леонардо был сыном зажиточного нотариуса и крестьянки (многие биографы считают, что внебрачным) и воспитывался с малых лет отцом. Он питал надежды на то, что подросший Леонардо пойдет по его стопам, однако общественная жизнь не казалась тому интересной. В то же время не исключено, что ремесло художника было выбрано по той причине, что незаконнорожденным детям не были доступны профессии юриста и врача.

Как бы там ни было, после переезда их с отцом во Флоренцию (1469) Леонардо устраивается подмастерьем в мастерскую Андреа дель Верроккио, одного из наиболее известных флорентийских живописцев того периода. Технологии работы художника флорентийской мастерской в те времена подразумевали технические эксперименты. Сближение с Паоло Тосканелли, астрономом, стало еще одним фактором пробуждения у Да Винчи серьезного интереса к различным наукам. Известно, что в 1472 г. он являлся членом Флорентийской Гильдии художников, а к 1473 г. относят его первую датированную самостоятельную художественную работу. Через несколько лет (в 1476 или 1478 г.) у да Винчи появляется собственная мастерская.
С начала 80-х гг. биография Леонардо да Винчи связана с Миланом, работой у герцога Людовика Сфорца в качестве живописца, скульптора, военного инженера, устроителя празднеств, изобретателя разнообразных механических «чудес», которые прославили его хозяина.
В 1503 г. художник вернулся во Флоренцию. На протяжении 1506-1513 гг. да Винчи снова живет и работает в Милане, на этот раз он служит французской короне (под контролем Людовика XII тогда находился север Италии). В 1513 г. переезжает в Рим, где его творчеству покровительствуют Медичи.
Последний этап биографии Леонардо да Винчи связан с Францией, куда он в январе 1516 г. переезжает по приглашению короля Франциска I. Поселившись в замке Кло-Люсе, он получил официальное звание первого королевского художника, архитектора и инженера, стал получателем крупной ренты. Через два года после приезда во Францию он серьезно заболел, ему было сложно передвигаться одному, правая рука онемела, и в следующем году он полностью слег. 2 мая 1519 г. великий «универсальный человек», окруженный учениками, умер; похоронили его в расположенном неподалеку королевском замке Амбуа

Благовещение Дерево, масло. 98 X 217 см Флоренция. Галерея Уффици 

Евангельская сцена изображена Леонардо со свойственной искусству Возрождения любовью к окружающему миру. Действие перенесено в современную художнику обстановку и происходит среди итальянской природы, переданной им с большим чувством и пониманием. Очень поэтичен пейзаж на заднем плане, где все дышит покоем и тишиной. Тонко переданы прозрачность воздуха и золотистое солнечное освещение. Уже здесь Леонардо проявил себя как чуткий наблюдатель природы.
Это произведение было написано Леонардо в мастерской его учителя Вероккио. В картине есть черты, характерные для искусства раннего Возрождения. — не сколько жесткий рисунок, любовное и тщательное изображение мелких деталей, подчеркивание всякого рода орнаментации. Некоторая скованность движений фигур, излишке манерный жест рук Марии, резкие изломы складок одежды также связаны с искусством предшествующей эпохи, но лица Марии и ангела вылеплены довольно мягко Художник сосредотачивает внимание зрителя на главном, выдвигая фигуры на первый план, и создает чрезвычайно ясную, простую и уравновешенную композицию. Все эти качества позволяют угадывать в этой ранней работе руку большого мастера.

 Голова апостола Варфоломея (Этюд для головы апостола Варфоломея из «Тайной вечери»)1490-е гг. Рисунок сангиной

В творчестве Леонардо да Винчи рисунок занимает особое место. До нас дошло множество анатомических рисунков, чертежей машин, рисунков растений, животных, перспективных построений, архитектурных сооружений и так далее. Большое количество рисунков посвящено поискам композиционных решений, разнообразных движений и типов. К числу наиболее интересных принадлежит рисунок к голове апостола Варфоломея. Здесь Леонардо пользуется удивительно простыми приемами. Волосы апостола едва намечены, но выразительный профиль и мускулистая шея, подчеркивающие энергичный и волевой характер, нарисованы сплошной четкой линией.

 

 Мадонна в скалах. 1483—1493 гг.Дерево, позднее перенесено на холст, масло. 199 X 122 см

Картина была исполнена Леонардо для церкви св. Франциска в Милане. Эго одно из лучших произведений художника, знаменующих его творческую зрелость. Образы картины полны высокой одухотворенности, поэзии и большого обаяния.
Из полумрака грота выступают фигуры погруженной в задумчивость Марии, детей и ангела. Картина проникнута покоем, тишиной, глубокой сосредоточенностью. Это настроение звучит в ней, как тихая музыка. Пейзаж, поэтично и очень подробно изображенный художником, созвучен настроению картин.

 

 

 Мадонна Литта. Около 1491 г.Холст, переведена с дерева, темпера.42 X 33 см


 

 В картине «Мадонна Литта» художник достиг особой ясности, одухотворенности и музыкальной гармоничности образа мадонны. Это одно из поэтичнейших и глубоких воплощений темы материнства в искусстве итальянского Возрождения. В лице мадонны, задумчиво смотрящей на младенца, отражается большая нежность, легкая грусть и внутренняя умиротворенность. Ее взгляд передает всю силу ее чувства. Мать и ребенок здесь составляют свой особый мир. Глубокая связь, соединяющая эти два человеческие существа, раскрыта как основа жизни.
Крупная фигура мадонны монументальна. Простоту и ясность ее форм подчеркивает плащ, делает линии силуэта более плавными и певучими. Два окна уравновешивают композицию и своими округлыми контурами создают ритмический повтор очертаниям фигуры. Все моделировано легкими переходами светотени, которые приобрели особую прозрачность, благодаря контрасту с фоном темной стены.
До сих пор не существует единого мнения об атрибуции картины. Большинство ученых считает, что она принадлежит кисти Леонардо и лишь закончена одним из его учеников. В 1865 году итальянский герцог Антонио Литта продал ее Эрмитажу Картина названа по имени ее прежнего владельца.

 Мадонна с цветком. (Мадонна Бенуа). Около 1478 г.Холст, переведена с дерева, масло. 48 X 31,5 см

Традиционное изображение богоматери с младенцем превратилось у Леонардо в сцену, полную большой интимности и тепла. Она проникнута простой человеческой радостью. Юная мать играя со своим ребенком, помогает ему познавать окружающий его мир. Ее детски ясная ласковая улыбка контрастирует с серьезностью младенца, который с напряженным вниманием рассматривает цветок. В переданном здесь пробуждении человеческого сознания состоит глубокий смысл этой картины.Выдвинутые на первый план фигуры матери и младенца составляют слитную группу. Все внимание сосредотачивается на выражениях их лиц и жестах рук. В произведении уже присутствует мягкая леонардовская светотень, но складки одежды переданы еще несколько жестко. Картина написана в сдержанной цветовой гамме, обладающей единством цветового строя.

 Мона Лиза (Джоконда) Около 1505 г. Дерево, масло.

 «Мона Лиза» по другому «Джоконда», как и многие другие произведения Леонардо, была новым словом в искусстве Возрождения. Мастера XV века писали обычно погрудные, профильные портреты, в которых они стремились запечатлеть наиболее характерные черты своей модели. Леонардо поставил перед собой более сложную задачу. Мона Лиза изображена поколенно на фоне пейзажа, написанного по всем правилам воздушной перспективы; ее удивительно красивые руки, спокойно лежащие на коленях, служат дополнительным средством психологической характеристики образа. Поза портретируемой свободна и непринужденна, спокойный, чуть насмешливый взгляд направлен на зрителя, губы тронуты легкой улыбкой, которая как бы отражает мимолетную мысль или ощущение, вызванные каким-то зрелищем или впечатлением. Все это лишает портрет той замкнутости, той изолированности от зрителя, которые были характерны для портретов XV века. Образ Моны Лизы — образ человека эпохи Возрождения с богатым внутренним миром и ярко выраженным интересом ко всему окружающему.

Портрет Джиневры де Бенчи. Около 1473—1475 гг.Дерево. масло« 42 X 37 см

Предполагается, что портрет был заказан по случаю замужества Джиневры де Бенчи. Отец ее, флорентийский гражданин Америго де Бенчи был другом художника., С Леонардо его связывали научные интересы.
Облик молодой женщины исполнен большого достоинства. Многие детали портрета, особенно завитки волос, написаны еще четко и жестко. С не меньшей подробностью и тщательностью, характерной для искусства раннего Возрождения, переданы детали пейзажа. Как всегда, у Леонардо, пейзаж созвучен образу и поддерживает в портрете поэтическую атмосферу. Он полон того же мечтательного и меланхолического настроения, что и облик женщины. Не случайно фоном здесь служит куст можжевельника. Итальянское название этого растения созвучно имени Джиневры и символизирует его. Подобная символика была распространена в то время.Композиция портрета несколько искажена, так как на нем первоначально были изображены руки. Позже нижняя часть картины была срезана. На обороте портрета изображена ветка можжевельника в окружении лавровой и пальмовой ветвей и имеется надпись на латинском языке: «Красота украшает добродетель».

Портрет молодой женщины. Около 1497 г. Масло, дерево. 62 X 44 см

Портрет был создан в годы жизни Леонардо в Милане при дворе герцога Людовика Сфорца. По предположению, на портрете изображена фаворитка герцога Лукреция Кривелли. Как и во многих других портретах Леонардо, изображение человека отличается здесь глубоким психологизмом и большой выразительностью. Женщина дана во всем своеобразии ее индивидуальности. Художник передает ее характер и настроение, в котором она находилась в тот момент, когда он ее писал. В ее задумчивом, слегка угрюмом лице и серьезном взгляде есть оттенок грусти и внутренняя настороженность. В ее облике чувствуется твердость характера и сила воли. Использовав типичный для портретной живописи того времени прием погрудного изображения, Леонардо мастерски расположил фигуру в пространстве. Слегка склоненная голова Лукреции обращена к зрителю, плечи и грудь даны вполоборота. Этим достигается не только большая сложность движения фигуры, но и увеличивается пластическая выразительность портрета. Тонкая и легкая моделировка светотенью, подробное и не навязчивое изображение деталей, сдержанный колорит картины, построенный на насыщенных цветах характерны для произведений Леонардо миланского периода.

 Портрет музыканта. Около 1485 г.Дерево, масло. 43 х 31 см

Здесь представлен известный в Милане певец и композитор, регент миланского собора Франкино Гаффурио. На листке, который он держит, написаны ноты и текст сочиненного им музыкального произведения.
Работа над портретом не была завершена. Наиболее закончено изображение головы. С большим мастерством выполнена лепка объемов, энергично моделированных светотенью. Формы переданы, а тем подчеркиванием контрастов светотени, которое позже стало особенно характерным для живописи Леонардо. Менее проработаны формы массы волос и шапочки на голове. В грустном и задумчивом лице музыканта есть некоторая застылость. Более традиционна, чем в других работах Леонардо этого периода, композиция портрета. Колорит картины построен на красивом сочетании теплых локальных цветов.

С.в Анна, св. Мария и младенец Христос. Около1508—1512 гг Масло, дерево.170 х 129 см

Изобразив сидящей на коленях Анны ее взрослую дочь Марию, Леонардо взял за основу старую иконописную традицию. Композиция картины строго вписывается в треугольник. Построение сохраняет уравновешенность. Благодаря повороту головы ребенка в сторону матери и положению ног Анны. Наиболее значительным в этой поздней работе Леонардо является образ старшей из женщин. Величавый облик Анти исполнен внутренней силы и тонкой одухотворенности. Лицо ее освещается материнской улыбкой, полной снисходительной нежности. Образ Марии менее выразителен. В ней несколько меньше обаянии и человеческой теплоты. Чем в других мадоннах Леонардо.
Фоном в картине служит излюбленный Леонардо скалистый пейзаж Изменения цветов в разных пространственных планах здесь переданы художником в соответствии с разработанной им теорией воздушной перспективы. Горы тонут в голубоватой дымке, делаясь более зелеными по мере их приближенности. Земля и деревья на более близких планах написаны коричневыми.

Св. Иероним. Около 1482 г.Дерево, масло. 103 X 75 см

В этом произведении, оставшемся в подмалевке, Леонардо отходит от общепринятого изображения св. Иеронима в искусстве того времени. Вместо старца, спокойно погруженного в тексты священных книг, художник представил отшельника в момент большого душевного волнения — момент покаяния. Иероним, встав на одно колено, камнем бьет себя в грудь. Лицо его искажено мукой. Покаяние интересует художника, как определенное психическое состояние и физическое действие. Леонардо проявляет особое внимание к анатомической точности в изображении мускулатуры, к передаче сложного движения и перспективным сокращениям форм головы и тела. Плавные контуры фигуры льва контрастируют с угловатыми очертаниями тела старика.
Мировоззрение Леонардо было проникнуто религиозным скептицизмом. Поэтом/ изображение религиозного экстаза святого получилось у него отнюдь не мистическим.

 

 Тайная вечеря. 1495—1498 гг.Темпера. 420 X 910 см

Сцена последней трапезы Христа с его учениками никогда еще до Леонардо не изображалась с такой философской глубиной, творческим размахом и художественной силой. Это произведение как бы подводит итог всей деятельности художника. Опыт Леонардо, ученого и художника, его искания и открытия в искусстве нашли здесь свое завершение. Оставаясь жизненно-конкретным, художник поднимает содержание произведения до общечеловеческих масштабов. В нем он воплотил свои представления о добре и зле, благородстве и низости, истине и лжи. Существующих в мире.

Образам картины присуща яркая индивидуальность и вместе с тем это обобщенные человеческие типы. Апостолы, сильные целостные характеры, даны во всем разнообразии их темпераментов и охвативших их страстей. Как два полюса между ними — предатель Иуда и Христос. Изобразив в картине момент наивысшего волнения, охватившего учеников после слов Христа: «Один из Вас предаст меня» художник ярко передает вариации чувств и контрасты настроений апостолов и каждой из групп. Сложные технические эксперименты Леонардо при росписи привели к тому, что уже в XVI веке фреска начала осыпаться.