ФРАГМЕНТЫ КАРТИН МУЗЕЯ МЕТРОПОЛИТЕН ( набор открыток)

Выставка «100 картин из Музея Метрополи­тен, США», предоставленная для экспони­рования в залах Государственного Эрми­тажа и Государственного музея изобрази тельных искусств имени А. С. Пушкина,крупнейшее событие в художественной жизни нашей страны, укрепляющее сотруд­ничество Советского Союза и Соединенных Штатов Америки в области культуры.

Музей Метрополитен был основан в 1870 году группой нью-йоркских общественных деяте­лей и художников. За сто с лишним лет Музей стал самым значительным в западном полушарии и одним из шести крупнейших музеев мира.

Здесь хранится примерно три миллиона произведений. В их числе весьма полные собрания древнеегипетского, греческого и римского искусства, искусства и культуры Дальнего и Ближнего Востока, крупнейшая коллекция искусства ислама. Прекрасно представлены древние цивилизации Аме­рики, художественные * культуры Африки и островов Тихого океана. Собрание искус­ства Соединенных Штатовсамое исчер­пывающее в стране. В него входят многие известные произведения американской жи­вописи, а также гравюры, рисунки, приклад­ное искусство и архитектура от колониаль­ного периода до наших дней.

Коллекции западноевропейского искусст­ванаиболее значительные вне Европы. Они включают выдающиеся собрания сред­невековой скульптуры и архитектуры, гра­вюр, рисунков, костюма, прикладного искус­ства и музыкальных инструментов от Воз­рождения до XX века.

Но гордостью Музея Метрополитен является великолепная картинная галерея, ядро кото­рой показано на настоящей выставке.

Выставка «100 картин из Музея Метрополитен, США», предоставленная для экспонирования в залах Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобрази тельных искусств имени А. С. Пушкина, — крупнейшее событие в художественной жизни нашей страны, укрепляющее сотрудничество Советского Союза и Соединенных Штатов Америки в области культуры.

Музей Метрополитен был основан в 1870 году группой нью-йоркских общественных деятелей и художников. За сто с лишним лет Музей стал самым значительным в западном полушарии и одним из шести крупнейших музеев мира.

Здесь хранится примерно три миллиона произведений. В их числе весьма полные собрания древнеегипетского, греческого и римского искусства, искусства и культуры Дальнего и Ближнего Востока, крупнейшая коллекция искусства ислама. Прекрасно представлены древние цивилизации Америки, художественные * культуры Африки и островов Тихого океана. Собрание искусства Соединенных Штатов — самое исчерпывающее в стране. В него входят многие известные произведения американской живописи, а также гравюры, рисунки, прикладное искусство и архитектура от колониального периода до наших дней.

Коллекции западноевропейского искусства — наиболее значительные вне Европы. Они включают выдающиеся собрания средневековой скульптуры и архитектуры, гравюр, рисунков, костюма, прикладного искусства и музыкальных инструментов от Воз рождения до XX века.

Но гордостью Музея Метрополитен является великолепная картинная галерея, ядро которой показано на настоящей выставке.

В состав экспозиции «100 картин из Музея

Метрополитен» вошли выдающиеся произведения европейской и американской живописи XV—XX веков. Специально подбирались работы художников, мало или совсем непредставленных в собраниях СССР (на пример, Карло Кривелли, Жоржа де Натура, Вермера Делфтского, Эдуара Мане), а так же других крупнейших мастеров живописи — Тициана, Веласкеса, Гойи, Рембрандта, Констебля, Клода Моне и других. Впервые советские зрители получили возможность познакомиться с творчеством американских художников XVIII—XX веков. Таким образом, выставка представляет несомненную ценность и для специалистов и для самого широкого круга зрителей.

В дополнение к полному каталогу экспозиции издательство «Советский художник» предлагает вниманию любителей искусства подборку репродукций, состоящую из интересных в живописном, композиционном и смысловом отношении фрагментов некоторых картин.

Восприятие произведения искусства начинается с общего знакомства с ним. При этом подробности, детали еще не привлекают особого внимания, ускользают из поля зрения. По при более глубоком изучении живописного полотна подчас именно фрагмент открывает нечто совершенно новое и важное для понимания картины в целом, дает более полное представление о мастерстве художника, выявляет качества рисунка, живописи, историко-стилевые особенности произведения. Такие «открытия» всегда доставляют радость и обостряют интерес к данному произведению и к творчеству его автора.

Мы надеемся, что собранные здесь репродукции помогут надолго сохранить в памяти впечатления от встречи с шедеврами живописи, состоявшейся на выставке «100 картин из Музея Метрополитен».

1. КАРЛО КРИВЕЛЛИ CARLO CRIVELLI 
Упоминается с 1457 — около 1495 Итальянская школа
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ
Дерево, темпера, золото. 36,5X23,5 Фрагмент.Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 
«Мадонна с младенцем» из собрания Музея Метрополитен — одна из самых значительных и характерных работ венецианского живописца Карло Кривелли. Она выполнена в манере миниатюры. Прекрасная сохранность красочной поверхности позволяет оценить всю изысканность живописи Кривелли. Тип мадонны с младенцем, а также отчетливый безупречный рисунок и сверкающие краски позволяют отнести картину к среднему периоду творчества художника. Вероятно, она была исполнена в начале 1480-х годов.

КАРЛО КРИВЕЛЛИ CARLO CRIVELLI  Упоминается с 1457 — около 1495 Итальянская школа МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ


2. ТИЦИАН, собственно, ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИ TIZIANO VECELLI
Около 1488—1576 Итальянская школа
ВЕНЕРА И АДОНИС. 1560 (?)
Холст, масло. 106,7X133,3 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 
Картина относится к позднему периоду творчества Тициана и, вероятно, была создана в конце 1560-х годов. В это время художник достигает замечательного мастерства. Его произведения с необычайной глубиной и силой передают восхищение полнокровной красотой окружающего мира, все оттенки человеческих чувств и переживаний. Живопись приобретает особую свободу. Тициан лепит форму цветом, кладет краски на холст широкими мазками, пользуется тончайшими прозрачными лессировками.
На репродуцируемом полотне изображена сцена из антич ной мифологии. Богиня Венера, охваченная тревожными предчувствиями, пытается удержать своего возлюбленного Адониса, отправляющегося на охоту. Во время охоты Адонис был смертельно ранен кабаном. Литературным источником сюжета послужили, вероятно, «Метаморфозы» Овидия.

ТИЦИАН, собственно, ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИ TIZIANO VECELLI Около 1488—1576 Итальянская школа ВЕНЕРА И АДОНИС. 1560 (?)


3. ФРАНЧЕСКО ГВАРДИ FRANCESCO GUARDI
Итальянская школа
ВЕНЕЦИЯ. ПЛОЩАДЬ СВЯТОГО МАРКА
Холст, масло. 68,9X85,7 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 
В Венеции XVIII века высокого расцвета достигает городской пейзаж, так называемая ведута, которая соединяла в себе элементы архитектурной картины и собственно пейзажа. Среди мастеров этого направления особое место занимал Франческо Гварди.
Этот вид площади св. Марка известен у Гварди в нескольких вариантах. Светлые чистые тона и характер фигур позволяют предположить, что картина написана в 1750-х годах. Композиция строится на основе работ известного итальянского мастера городского пейзажа Антонио Каналетто. Однако Гварди создает скорее романтическое изображение, чем ведуту. Его пейзаж наполнен поэтическим настроением. Древние стены зданий, камни площади, фигурки людей, как бы окутанные воздушной дымкой, написаны легким движением кисти. Современники причисляли художника к мастерам живописи «di tocco» (динамичного мазка).

ФРАНЧЕСКО ГВАРДИ FRANCESCO GUARDI Итальянская школа ВЕНЕЦИЯ. ПЛОЩАДЬ СВЯТОГО МАРКА


4. ФРАНС ХАЛС FRANS HALS
МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ
Холст, масло. 110,5X86,3 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Мужской портрет» из собрания Музея Метрополитен является одним из наиболее блестящих произведений позднего периода творчества Франса Халса, когда его палитра тяготеет к черно-белым тонам, а манера письма становится все более широкой, непринужденной, почти эскизной. Живописное мастерство Халса проявляется в умении, расположив рядом белое и черное, объединить их множеством промежуточных тонов и добиться при тончайшей разработке каждого цвета общего колористического единства. Художник создает эмоциональный образ волевого, энергичного человека из среды голландского бюргерства.

 ФРАНС ХАЛС FRANS HALS МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ


5. МЕЙНДЕРТ ХОББЕМА MEINDERT HOBBEMA
1638—1709
Нидерландская школа
ДОРОГА В ЛЕСУ. После 1670
Холст, масло. 94,6X129,5 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Главной задачей, которую ставили перед собой голландские пейзажисты XVII века, была передача световоздушной среды, в которой объединяется изображение человека и природы, передается поэтическое представление о мире. Одним из крупных мастеров этого жанра был Мейндерт Хоббема. Его картина «Дорога в лесу» производит впечатление непосредственно увиденной в жизни сцены. Некоторый драматизм придают ей тревожные очертания огромных деревьев и беспокойная игра светотени. Полотно написано в последний период творчества. Художественное мастерство Хоббемы проявляется здесь во всей полноте. Любой уголок пейзажа интересно рассматривать. Почти миниатюрная живопись подробно передает каждую деталь, но в целом на полотне создается обобщенный, синтетический образ природы.

МЕЙНДЕРТ ХОББЕМА MEINDERT HOBBEMA 1638—1709 Нидерландская школа ДОРОГА В ЛЕСУ. После 1670

6. ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН FRANCISCO DE ZURBARAN
1598—1664 Испанская школа
ДЕТСТВО БОГОМАТЕРИ. 1630—1632
Холст, масло. 117X94 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Искусство выдающегося испанского живописца Сурбарана отличается суровым реализмом и строгой простотой. Он писал картины на религиозные сюжеты, портреты современников, удивительные по своей вещественности натюрморты. И во всех этих произведениях в той или иной степени проявился глубокий интерес художника к миру реальных предметов.
Сурбаран с благоговением относится к форме, фактуре и цвету различных вещей. Холодный металлический блеск ножниц, теплая фактура дерева, бархатистость кожаного переплета книги, нежная свежесть цветов бережно и виртуозно переданы живописцем.

ФРАНСИСКО ДЕ СУРБАРАН FRANCISCO DE ZURBARAN 1598—1664 Испанская школа ДЕТСТВО БОГОМАТЕРИ. 1630—1632

7. ДИЕГО ДЕ СИЛЬВА ВЕЛАСКЕС DIEGO DE SILVA VELASQEZ
1599—1660 Испанская школа
ХУАН ДЕ ПАРЕХА. Около 1650
Холст, масло. 81,3X69,9 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Особенностью портретов Веласкеса является глубокий реализм, удивительная достоверность внешнего и внутреннего облика человека.
На фрагменте портрета Хуана де Парехи — слуги и ученика Веласкеса, из приглушенного зеленого фона выступает спокойное серьезное лицо молодого мужчины с пристальным вдумчивым взглядом. Пластическая форма создана энергичной светотеневой моделировкой, точным и вместе с тем свободным расположением мазков. Современников портрет поражал сходством и жизненной убеди тельностью. Написанный в Италии, он имел там большой успех и был выставлен для обозрения в римском Пантеоне.

ДИЕГО ДЕ СИЛЬВА ВЕЛАСКЕС DIEGO DE SILVA VELASQEZ 1599—1660 Испанская школа ХУАН ДЕ ПАРЕХА. Около 1650

8. ФРАНСИСКО ХОСЕ
ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕС
FRANCISCO JOSE DE GOYA Y LUCIENTES
1745—1828 Испанская школа
МАХИ НА БАЛКОНЕ
Холст, масло. 194,8X125,7 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
В сложном и трагическом искусстве Франсиско Гойи есть радостные светлые страницы, связанные с жизнью народа, его оптимизмом и душевным здоровьем, красочными темпераментными обычаями.
«Махи на балконе» — сценка, подсмотренная на городской улице. Махи — девушки из простонародья. На фоне темных, несколько загадочных фигур кавалеров в традиционных плащах и шляпах ярко выступает прелесть оживленных девичьих лиц, сверкают и переливаются ткани праздничной национальной одежды, мерцают прозрачные мантильи. Все это передано с виртуозным блеском и мастерством.

ФРАНСИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕС FRANCISCO JOSE DE GOYA Y LUCIENTES 1745—1828 Испанская школа МАХИ НА БАЛКОНЕ

9. УИЛЬЯМ ХОГАРТ WILLIAM HOGARTH
1697—1764 Английская школа
СВАДЬБА СТИВЕНА БЕКИНГЕМА И МЕРИ КОКС.
1730 (?)
Холст, масло. 128,ЗХ102,5 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Современники особенно ценили Хогарта за увлекательную повествовательность графических и живописных серий, иронически обличающих пороки английского общества XVIII века.
Картины Хогарта полны многочисленных подробностей и деталей, образующих занимательный рассказ. Начало этому направлению в творчестве художника положили групповые портреты типа «собеседований», самым ранним из которых считается одна из первых живописных работ Хогарта «Свадьба Стивена Бекингема и Мери Кокс».

УИЛЬЯМ ХОГАРТ WILLIAM HOGARTH 1697—1764 Английская школа СВАДЬБА СТИВЕНА БЕКИНГЕМА И МЕРИ КОКС

10. ДЖОН КОНСТЕБЛЬ JOHN CONSTABLE
1776—1837 Английская школа
СОБОР В СОЛСБЕРИ. Около 1826
Холст, масло. 88X111.8 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 
Джон Констебль внес в искусство пейзажа много нового и, прежде всего, непосредственность наблюдений и лирическое ощущение природы. Большинство пейзажей Кон стебля изображают места, которые он любил: его родной Суффолк, Солсбери и Хемпстед. Художник стремился живописными средствами запечатлеть различные состояния природы в конкретных условиях и в определенное время дня.
В пейзаже «Собор в Солсбери» Констебль передает свет и прозрачные тени летнего дня с помощью цвета, используя систему тонких валерных отношений. Реалистический образ природы наполнен поэтическим чувством и эмоциональными переживаниями.

ДЖОН КОНСТЕБЛЬ JOHN CONSTABLE 1776—1837 Английская школа СОБОР В СОЛСБЕРИ. Около 1826


11. ЖОРЖ ДЕ ЛАТУР GEORGES DE LATOUR
1593—1652 Французская школа
ГАДАЛКА
Холст, масло. 102X123,5 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Латур писал картины на евангельские сюжеты, а также сцены из повседневной жизни при дневном и ночном освещении. Свет имеет в произведениях Латура особое значение. Вливающийся сильным потоком, он подчеркивает пластичность форм, зажигает глубокие, насыщенные красные зеленые, золотистые тона одежд.
Фрагмент полотна «Гадалка» заключает как бы узел сюжетной интриги: плата за гадание и воровство. Художник мастерски изображает руки и характерные жесты персонажей, великолепно передает фактуру тканей.

ЖОРЖ ДЕ ЛАТУР GEORGES DE LATOUR 1593—1652 Французская школа ГАДАЛКА


12. ЭДУАР МАНЕ EDOUARD MANET
1832—1883 Французская школа
ЖЕНЩИНА С ПОПУГАЕМ. 1866
Холст, масло. 185,1X128,6 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 
В истории живописи творчество Мане играет огромную роль. Он первым сосредоточил внимание на чисто живописных ценностях и пластических проблемах.
Полотно «Женщина с попугаем» написано в 1866 году. Живопись Мане этого периода построена на сопоставлении основных контрастов светлого и темного. Краски сдержанны, но интенсивны, их сочетание изысканно. Художник отказывается от традиционной светотени и только с помощью цвета, тонкой разработки его градаций добивается передачи объемов и фактуры изображаемых предметов.

ЭДУАР МАНЕ EDOUARD MANET 1832—1883 Французская школа ЖЕНЩИНА С ПОПУГАЕМ. 1866


13. КЛОД МОНЕ CLAUDE MONET
1840—1926 Французская школа
ПОДСОЛНЕЧНИК. 1881
Холст, масло. 101X81,3 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 
Клод Моне — центральная фигура французского импрессионизма. Возможность передать магию света, изменчивое состояние атмосферной среды привлекают художника на протяжении всего творчества. Сосредоточив свои усилия в основном на пейзажах и натюрмортах, он постепенно достигает все более тонкой передачи света, воздуха, фак туры предметов с помощью цвета и гибкого раздельного мазка.
Живая, динамичная трактовка листьев и цветов подсолнечника в натюрморте из собрания Музея Метрополитен, чистый цвет, богатство рефлексов, сложная фактура письма позволяют художнику добиться свежести и непосредственности в передаче натуры.

 КЛОД МОНЕ CLAUDE MONET 1840—1926 Французская школа ПОДСОЛНЕЧНИК. 1881


14. КАМИЛЬ ПИССАРРО CAMILLE PISSARRO
1830—1903 Французская школа
СТАРЫЙ РЫНОК В РУАНЕ И УЛИЦА ЭПИСЕРИ. 1898
Холст, масло. 81,3X65,1 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Сблизившись с импрессионистами, Камиль Писарро достиг цветового богатства, характерного для художников этого направления. Его пейзажи, однако, отличает большая непосредственность и цельность реалистического восприятия природы, чем у других импрессионистов. В мерцании световоздушной среды у Писсарро почти всегда сохраняется материальность предметов.
Пейзаж «Старый рынок в Руане и улица Эписери» про низан светом. Палевые тона освещенных солнцем стен зданий, прозрачные тени, сочные пятна одежд сливаются в единый красочный каскад, передающий оживление, царящее на базарной площади.

КАМИЛЬ ПИССАРРО CAMILLE PISSARRO 1830—1903 Французская школа СТАРЫЙ РЫНОК В РУАНЕ И УЛИЦА ЭПИСЕРИ. 1898


15. ПЬЕР БОННАР PIERRE BONNARD
1867—1947
Французская школа
ТЕРРАСА В ВЕРНОНЕ. Между 1930. и 1938
Холст, масло. 146,6X194,3 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Пьер Боннар, как и другие художники группы «Наби» («Пророки»), в своих работах стремился к декоративному обобщению форм и цвета, но при этом проявлял постоянный интерес к передаче пространства объема и освещения. Именно эти проблемы решает он в картине «Терраса в Верноне», поэтично передающей бытовую сценку. Декоративность здесь сочетается с тонким чувством цвета: художник использует множество оттенков оранжевого, желтого, голубого, сиреневого, зеленого, избегая при этом пестроты и нарочитости в изображении человеческих фигур, пышной природы южной Франции и незамысловатого натюрморта.

ПЬЕР БОННАР PIERRE BONNARD 1867—1947 Французская школа ТЕРРАСА В ВЕРНОНЕ. Между 1930. и 1938


16. УИЛЬЯМ СИДНИ МАУНТ WILLIAM SIDNEY MOUNT
1807—1868
Американская школа
ПРИГОТОВЛЕНИЕ СИДРА. 1840—1841
Холст, масло. 68,6X86,7 Фрагмент
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Жанровые картины Уильяма Сидни Маунта пользовались широкой популярностью в Америке во второй трети XIX века. Они отвечали растущему спросу на изображения сцен национальной жизни, обычаев и природы.

УИЛЬЯМ СИДНИ МАУНТ WILLIAM SIDNEY MOUNT 1807—1868 Американская школа ПРИГОТОВЛЕНИЕ СИДРА. 1840—1841