ПОРТРЕТ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ (набор открыток)

 ПОРТРЕТ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ (набор открыток)

История живописного портрета уходит в глубокую древность, по только в итальянском искусстве XV века происходит открытие человека в его физической и духовной жизни, которое положило начало всему европейскому портрету Нового времени. Ренессансный портрет ведет свое происхождение от средневековых изображений молящихся заказчиков.

 В картинах итальянских мастеров XV века эти поначалу профильные изображения теряют религиозную окраску. Модель показывается в них крупным планом, иногда па фоне пейзажа, как часть прекрасного мира, дополняющего ее красоту, и как возвышающееся над природой, статичное и пластически замкнутое целое. Примером раннеренессансного портрета может служить «Портрет мальчика» умбрийского живописца XV века Бернардино Пиптуриккьо.
Искусство Высокого Возрождения преодолевает замкнутость и статику портретов XV века. Тициановский портрет дочери захватывает своей жизненной полнотой и живописным богатством. Тициан передает пе только все фактурные особенности и колористическое великолепие натуры, по также присущую образу внутреннюю жизнь. Другой тип портрета Высокого Возрождения был создан в XVI веке в Германии. В парном «Портрете сэра Томаса Годселва и его сына Джопа» Гольбейна нет чувственного очарования, присущего образам итальянских мастеров. Художник с предельной объективностью воссоздает индивидуальные черты своих моделей, по при этом обобщает их, наполняет образ величием, подчеркивает устойчивую вещественную красоту бытия. Еще ярче национальное своеобразие немецкого Возрождения проявляется в творчестве Лукаса Кранаха, в большей степени, чем Гольбейн, сохранившим связь с традициями поздней готики. В портрете курфюрста Иоганна Постоянного точность в передаче особенностей натуры сочетается с повышенной декоративностью цвета и экспрессией линейно пластического языка. Примером более народного варианта ренессансного портрета может служить «Портрет девочки» немецкого мастера XVI века Ганса Бока Старшего. В отличие от произведений прославленных мастеров здесь нет строгого соблюдения линейной перспективы, движение сковано, предельно обобщены объемы фигуры. Вместе с тем портрет пленяет нас характерной для примитивного искусства непосредственностью художественного видения, сочетанием монументальности целого с изысканностью деталей.
В отличие от эпохи Возрождения в искусстве конца XVI и XVII веков человек перестает быть величественным существом, выхваченным из потока времени и окружающего его мира: образ становится более конкретным и многогранным, в него проникает драматизм. Ренессансная уравновешенность композиции сменяется большим динамизмом, пластическая организованность и графичность формы — более свободным живописным началом, способным воссоздавать реальную световоздушную среду. В «Портрете инфанты Маргариты» Веласкеса ощущение подлинной жизни модели создается с помощью света, окутывающего фигуру.
Особое место среди мастеров XVII века — и во всей истории европейского портрета — занимает Рембрандт. В его творчестве живопись достигает почти предела своих возможностей проникновения в многогранную и изменчивую жизнь человеческой души. Так, в «Мужском портрете» с помощью живописной лепки лица передано скорбное раздумье, мудрость и человечность портретируемого, ощущение интенсивности и длительности во времени его духовной жизни.
Искусство XVIII века, сохраняя неразрывную связь с художественными традициями предшествующего столетия, создает новую концепцию портретного образа. Одна из характерных тенденций этого времени — своеобразная театрализация портрета, проникновение в него поэтической условности, сочетание реализма с утонченной декоративностью. В XVIII веке возникают также новые национальные школы портрета, и в общее русло европейского искусства вливается поток русской живописи. «Портрет Сарры-Элеоноры Фермор» И. Я. Вишнякова — яркий пример русского репрезентативного портрета середины века. Художник создал впечатляющее произведение, проявив в нем характерное для эпохи умение добиться утонченности образа. Творчество крупнейшего русского портретиста XVIII века Ф. С. Рокотова полно особого очарования, секрет которого в органичном сочетании реальности и мечты, условности и жизненной правды, декоративности и тонкой цветовой нюансировки. Таков один из лучших его портретов «Портрет неизвестной в розовом платье».
По сравнению с XVIII веком портретное искусство XIX столетия в целом гораздо более индивидуалистично: оно отличается большей дифференциацией образов и стилевых приемов, многообразием сменяющих ДРУГ Друга художественных направлений. Ведущее место в нем принадлежит искусству Франции, представленному здесь «Портретом Фредерика Вилло» Эжена Делакруа и «Автопортретом» Поля Сезанна. Портрет, созданный Делакруа, содержит в себе характерные черты французского портрета эпохи романтизма. Поэтическая приподнятость образа выражена свободным и эмоциональным живописным языком. «Автопортрет» Сезанна вылеплен градациями цвета, создающими ощущение особой весомости формы.
Девятнадцатый век был также временем дальнейшего развития и расцвета русского портрета. «Портрет кн. М. И. Долгорукой» выдающегося художника рубежа XVIII и XIX веков В. Л. Боровиковского принадлежит к наиболее законченным образцам русского классицизма. Строгая уравновешенность композиции, скульптурность формы, звучность почти локального цвета сочетаются с точностью в передаче всех деталей. Прямой противоположностью возвышенному, одическому стилю этого произведения является написанный в середине века «Портрет II. П. Жданович за фортепьяно» П. А. Федотова. При всей принципиальной жанровости образа художник чужд внешней описательности, портрет захватывает лаконизмом и красотой живописного языка.
«Девочка с персиками» (портрет В. С. Мамонтовой) В. А. Серова открывает новый период русского портретного искусства. Характерное для портрета воплощение красоты жизненного мгновения, непреднамеренность композиции, очищение палитры, единство света и цвета близки искусству французских импрессионистов. Однако Серов сохраняет большую психологическую конкретность и пластическую определенность зрительного образа — черты, присущие всей русской школе портрета конца XIX — начала XX века.

БЕРНАРДИНО ПИНТУРИККЬО (1454-1513) Портрет мальчика. 

БЕРНАРДИНО ПИНТУРИККЬО (1454-1513) Портрет мальчика.

 

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ (1472-1553) Портрет саксонского курфюрста Иоганна Постоянного

ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ (1472-1553) Портрет саксонского курфюрста Иоганна Постоянного

 

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1480-1576) Портрет дочери Тициана Лавинии. Около 1560

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1480-1576) Портрет дочери Тициана Лавинии. Около 1560

 

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ (1497-1543) Портрет сэра Томаса Годселва и его сына Джона. 1528

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ (1497-1543) Портрет сэра Томаса Годселва и его сына Джона. 1528

 

ГАНС БОК СТАРШИЙ (1550-1623) Портрет девочки. 1584

ГАНС БОК СТАРШИЙ (1550-1623) Портрет девочки. 1584

 

ФРАНС ХАЛС (Ок 1580-1666) Портрет мужчины с перчаткой в руке. 1640-е. 

ФРАНС ХАЛС (Ок 1580-1666) Портрет мужчины с перчаткой в руке. 1640-е.

 

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС ДЕ СИЛЬВА (1599-1660) Портрет инфанты Маргариты. Ок 1659.

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС ДЕ СИЛЬВА (1599-1660) Портрет инфанты Маргариты. Ок 1659.

 

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606-1669) Мужской портрет. 1661. 

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606-1669) Мужской портрет. 1661.

 

ИВАН ВИШНЯКОВ (1699-1761) Портрет Сарры-Элеоноры Фермор.

ИВАН ВИШНЯКОВ (1699-1761) Портрет Сарры-Элеоноры Фермор

 

ФЕДОР РОКОТОВ (1735-1808) Портрет неизвестной в  розовом платье.

ФЕДОР РОКОТОВ (1735-1808) Портрет неизвестной в  розовом платье.

 

 

ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой.

ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой.

 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА (1798-1863) Портрет Фредерико Вилло. 1832.

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА (1798-1863) Портрет Фредерико Вилло. 1832.

 

ПАВЕЛ ФЕДОТОВ  (1815-1852) Портрет Н.П.Жданович за  фортепьяно.

ПАВЕЛ ФЕДОТОВ  (1815-1852) Портрет Н.П.Жданович за  фортепьяно.

 

Иван Крамской (1837 - 1887)Портрет писателя Льва Николаевича Толстого.

Иван Крамской (1837 - 1887)Портрет писателя Льва Николаевича Толстого.

 

ПОЛЬ СЕЗАНН (1839-1906) Автопортрет. Около 1880.

ПОЛЬ СЕЗАНН (1839-1906) Автопортрет. Около 1880.

 

ВАЛЕНТИН СЕРОВ (1865 - 1911)  Девочка с персиками. (портрет В. С. Мамонтовой)

ВАЛЕНТИН СЕРОВ (1865 - 1911)  Девочка с персиками. (портрет В. С. Мамонтовой)