ИСПАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVI-XIX ВЕКОВ (набор открыток)

ИСПАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVI-XIX ВЕКОВ (набор открыток 12 шт)

 

 

 

АНТОНИО ПЕРЕДА (около 1608-1678) Натюрморт.Холст, масло.


Антонио Переда, последователь Веласкеса, писал исторические и религиозные картины, а также натюрморты.
Для испанского натюрморта эпохи расцвета была характерна простота, четкость, строгость композиции, немногочисленность предметов. В данном натюрморте Переда изображая вещи домашнего обихода, прекрасно передает фактуру предметов: прозрачность стекла, поверхность кувшина и глиняных кружек, край одной из которых отбит.

 

 

 

 

АНТОНИО ЛУГА (1602—1648) Точильщик.Холст, масло


Антонио Луга, бывший одно время придворным живописцем Филиппа IV, часто писал жанровые картины из жизни народа. Запечатление таких уличных типов, как продавец воды, точильщик и другие, было распространено в европейской живописи и особенно в графике XVII столетия.
Картина Луги характерна для испанского искусства изображением простых людей полных достоинства Спокойны и суровы образы старого точильщика, погруженного в работу, солдата, ожидающей женщины.

 

 

 

 

 

БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО (1618—1682) Мальчик с собакой. 1650-е гг.Холст, масло


«Мальчик с собакой» принадлежит к целой серии образов Мурильо, изображающих детвору севильской бедноты. Этих детей он писал в разные годы жизни, наблюдая их игры и занятия. В репродуцируемой более ранней картине образ ребенка очень естественен, правдив и жизненен. Мальчик ласково усмехается, смотря на собачонку, поднявшую к нему голову. И по лукавому выражению его лица, и по жесту руки чувствуется, что в корзине нет ничего съестного. Улыбка делает необыкновенно привлекательным некрасивое, но выразительное лицо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС (1599—1660).Завтрак. Около 1618 г.Холст, масло


«Завтрак» — произведение юного Веласкеса, исполненное еще в мастерской его учителя Пачеко Правдивы, мужественны и искренни образы троих людей, сидящих за столом Художник раскрывает индивидуальный облик каждого из них — доброту старика с бронзовым от загара лицом, веселье мальчика, поднявшего кувшин с вином сдержанную улыбку юноши С большой любовью и знанием написаны предметы гранат с твердой Золотистой кожей и сочными зернами, прозрачный стакан с вином, грубый фаянс блюдца с рыбками, ножик с блестящей медной оправой ручки
Суровая простота чувствуется во всем и в композиции, и в сдержанности поз и движений и в скупости красочной гаммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС (1599-1660) Портрет Хуана Матеоса.Холст, масло

 

Великий реалист Веласкес прославил себя как крупнейший портретист. С подлинной силой и глубиной умел он раскрыть всю сущность изображаемого им человека, выделить в нем главное и наиболее характерное. В его портретах нет ничего лишнего, внимание всегда устремлено на лицо модели. Таков и портрет Хуана Матеоса, начальника королевской охоты. Он изображен по колено, на коричневом фоне, одетым в темный шелковый камзол с полосками. В его осанке, позе, выражении лица чувствуется, что это сильный, волевой, суровый энергичный человек Уверенными мазками пластически вылеплена тяжелая голова Матеосаб,крупные руки, привыкшие владеть оружием и управлять уздой коня.

 

 

 

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС (1599—1660) Пряхи.Холст, масло


«Пряхи» — одна из вершин творчества Веласкеса. Сюжетом ее является греческий миф о простой девушке Арахне, вызвавшей на соревнование в ткачестве богиню Афину, которая за это превратила Арахну в паука, осужденного вечно ткать свою ткань. Великий реалист Веласкес воспевает здесь красоту человеческого труда. Ткачих, виденных им на королевской шпалерной мануфактуре в Мадриде, он изобразил на первом плане. Солнечный луч, льющийся из окна слева, освещает работающих женщин, их гибкие фигуры, ритмичные движения умелых рук, бедную одежду, прялку и клубки шерсти. В глубине, в потоке солнечного света, который написан так искусно, что в нем видны танцующие легкие пылинки, открывается другое помещение, где висит роскошный ковер, которым любуются две нарядные женщины. Мифологическая тема превращена великим реалистом в бытовую сцену из современной ему жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

  ФРАНСИСКО ГОПЯ (1746-1328) Раненый каменщик. 1786 г.Картон для шпалеры.


В 1776—1791 годах с перерывом в шесть лет Гойя работал на королевской шпалерной мануфактуре Санта Барбара в Мадриде. Исполняя картоны для шпалер, он создавал произведения на жанровые темы из жизни народа — прогулки и забавы молодежи — игры в мяч, в жмурки, состязания на ходулях, запускание змея, деревенские свадьбы, завтраки на лужайках, веселые пляски. Однако в некоторых из них проскальзывали мотивы, предвещающие тематику художника в его более поздний период. Таков картон «Раненый каменщик», в котором Гойя показывает тяжесть труда бедняков, подчеркивает страдание раненого, суровую сосредоточенность и печаль товарищей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ФРАНСИСКО ГОЙЯ (1746—1828) Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г* Между 1808—1814 гг.Холст, масло


Борьбе народа с наполеоновским нашествием Гойя посвятил ряд картин. Репродуцируемая картина запечатлевает героическое событие 2 мая 1808 г., когда испанский народ впервые поднялся против оккупационных войск Наполеона и французы, подавив восстание, расстреляли ночью несколько сот человек. Картина «Расстрел», рассказывающая об этом трагическом событии, полна глубокого драматизма и с подлинной силой раскрывает мужество и героику непобежденного народа. Центром является фигура человека в белой рубашке, широко раскинувшего руки и в свой смертный час проклинающего палачей С величайшим мастерством психолога раскрыто Гойей душевное состояние расстреливаемых Показывая массовость казни, художник изображает целую вереницу людей, огибающую холмы, гонимую к месту расстрела Лица французских солдат заслонены киверами Это лишь безликие исполнители чужой воли, но тем ярче выступает гнев, бесстрашие и мужество народа. Ночная тьма, тусклый желтоватый свет фонаря, алые потоки крови на земле передают глубокий трагизм события.

 

ФРАНЦИСКО ДЕ СУРБАРАН (около 1598-J664) Отрочество мадонны. Около 1660 г. Холст, масло


Сурбаран, обычно изображавший суровые монументальные фигуры монахов, воинов, королей и пастухов, в последние годы своей жизни стал чаще обращаться к женским н детским образам. В это время он часто писал мадонну в виде молоденькой девочки с рукоделием на коленях В данном произведений художник тонко сумел передать детское обаяние ребенка, хрупкую фигурку, наивные и вместе с тем лучистые глаза, подметить, вероятно, присущую именно этой девочке манеру складывать руки. Картина относится к лучшим произведениям этой серии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОСЕ РИВЕРА (около 1591- 1652) Святая Агнеса. 1641 г.Холст, масло


Среди суровых и мужественных образов мучеников, исполненных Риберой, выделяется нежный и трогательный образ святой Агнесы. По легенде, юная девушка Агнеса перед смертью была выставлена нагой на поругание толпе. Но явившийся ангел набросил на мученицу покрывало; чудом у нее отросли до полу волосы и покрыли ее мягкой пеленой Целомудренная и нежная, она стоит на коленях перед разверстой могилой Очарование этого образа в едва расцветшей юности, еще угловатом полудетском теле, в одухотворенности лица, с огромными глазами.
В этот период творчества Риберу интересовали задачи не многокрасочной, а монохромной живописи. Вся картина выполнена в золотисто-коричневых тонах. Особенно хорошо написаны легкие, осязаемо шелковистые, пронизанные светом волосы девушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

ХУАН ПАНТОХА ДЕ ЛА КРУС (1551-1609) Портрет дона Диего де Вильямайор. 1605 г.Холст, масло

Портрет Диего де Вильямайора, написанный X. Пантохой де ла Крус в последние годы творчества, является характерным произведением художника, придворного портретиста королей Филиппа II и Филиппа III.
Изображен знатный юноша 17 лет, о чем свидетельствует подпись в правой верхней части картины. Но он уже полон спокойной, гордой уверенности в своем достоинстве. Художник подчеркивает его осанку, выделяет рыцарский орден Алькантара. висящий на золотой цепи, и рыцарские латы с четким орнаментом. Руки юноши тонки, изящны, украшены кольцами. Но его бледное лицо с холодным взглядом, большим носом, полными губами очень заурядно. В этом Пантоха де ла Крус проявляет себя как реалист, не пытающийся льстить знатному персонажу, которого он портретирует.

 

 

 

 

 

 

 

 

  ЭЛЬ-ГРЕКО (ДОМЕНИКО ТЕОТОКОПУЛИ)(1541—1614) Апостолы Петр и Павел.Холст, масло


В картине «Петр и Павел», хранящейся в Эрмитаже, художник поставил своей задачей показать различие характеров двух людей. Павел представлен Греко пламенным проповедником, отрешенным от всего земного,с горящими глазами, устремленными в пространство. Петр изображен с ключом в руке, так как по легенде был хранителем врат рая. В нем нет страстного фанатизма Павла, а только глубокая человеческая печаль Это старик. — с поникшей седеющей головой,раздумывающий над жизнью. Как по раскрытию внутреннего мира изображенных, так и по чудесному колориту эта картина является первоклассным произведением Греко.