Фотоаппараты (Набор открыток)

Изобретение «второго зрения», «живой памяти истории», как нередко называют фотографию, сравнимо разве что с возникновением книгопе­чатания.
Фотография заняла достойное место среди бес­ценных сокровищ мировой культуры. Прошлое уходит, оставляя память о себе в многочисленных, запечатленных на стекле и пленке образах. Но фото не только хранит память о людях и собы­тиях. Сложнейшие фотоприборы зафиксировали обратную сторону Луны, Венеру, разглядели за­мысловатую структуру делящейся клетки...

Одним из первых фотоснимков считают гелио­гравюру Жозефа Нисефора Ньепса на металличе­ской пластинке, покрытой асфальтом, — «Вид из окна мастерской». Выполнена она в 1826 году при ярком солнечном освещении с 8-часовой выдерж­кой. Однако гелиография не получила развития из-за несовершенства. Да и автор не обнародо­вал свой метод при жизни. Знал о нем лишь его соотечественник Л. Дагер.
Спустя шесть лет после смерти изобретателя Дагер опубликовал собственный принцип фото­графирования, названный впоследствии дагеро­типией, и имя Ньепса надолго осталось в тени. В это же время физик М. Фарадей продемонст­рировал аудитории Лондонского Королевского института первый бумажный негатив и первый бумажный позитив Ф. Тальбота. А вскоре были выпущены руководства по дагеротипии и тальбо- типии, которые заполонили Европу и Америку, сделав фотографию международным достоянием.
Россия не производила своих аппаратов, одна­ко русские изобретатели немало потрудились над усовершенствованием иностранных. Сохранились снимки, сделанные фотоаппаратами русских ма­стеров Д. Езучевского, И. Карпова, И. Филипен­ко, В. Срезневского. Среди прославившихся за пределами отечества фотохудожников были С. Левицкий, М. Дмитриев, А. Карелин, А. Лав­ров, Н. Свищов-Паоло и многие другие.
О победном шествии фотографии рассказывают экспонаты многих музеев, хранилищ, архивов. Особенно интересна собирательская и научно-ис­следовательская деятельность Политехнического музея, которая началась в конце прошлого века, почти сто лет назад. В «Протоколах 200 заседа­ний» (Постоянной комиссии при Отделе приклад­ной физики Московского музея прикладных зна­ний, как тогда назывался Политехнический му­зей) за 1902 год об этом есть упоминание.
В фондах музея хранится редкостная коллек­ция металлических, стеклянных, керамических пластинок — образцов первых попыток получения оптического изображения на различных матери­алах. Среди них гелиография Ж. Ньепса, несколь­ко калотипий, выполненных Ф. Тальботом в 1854 году; первые негативы на промасленной бумаге, сделанные А. Ришебуром в 184 Г году. На экспонатах — автографы и рукописные разъясне­ния по технологии изготовления.
Рассматриваешь ту или иную камеру ушедшей эпохи — дорожную, стационарную, павильонную, миниатюрную для моментальных съемок, пано­рамную, стереоскопическую — и представляешь себе, какие снимки, пользуясь ею, можешь полу­чить. В коллекции музея имеются дагеротипы, выполненные русскими фотомастерами, стереода­геротипы и первые опытные образцы отечествен­ной съемки. Интереснейшая часть экспозиции — фотоателье XIX века, где собрана уникальная старинная аппаратура и воссоздан интерьер того времени. Вот камера-обскура и сделанные ею снимки. Вот камера французского оптика В. Ше­валье — уже следующий этап в развитии фото­техники. В этой камере есть устройство для наведения на фокус и сложный объектив, позво­ляющий снимать пейзажи и портреты. Однако для перевозки она слишком громоздка и неудоб­на в пользовании. Есть складные дорожные ап­параты. Но они тоже велики, и работать на них можно только со штатива....
Совершенствованию предела нет — размеры камер неуклонно уменьшаются, и наконец во всем мире появляется удобный ручной фотоап­парат. А дальше, как говорится, дело все той же техники...
В настоящее время коллекция Политехническо­го музея насчитывает более 2000 фотоаппаратов и принадлежностей к ним. Наиболее ценные из них — камера-обскура и камера Шевалье, павиль­онная камера Мигера, зеркальная и павильонная камеры Карпова, складные и ящичные аппараты конца XIX — начала XX века, стереопанорамный аппарат 20-х годов, «лейка» 30-х годов с заряд­кой на 250 кадров.
 В музее собраны почти все модели фотоаппа­ратов отечественного производства: первые се­рийные аппараты «ЭФТЭ» (ФТ — фирма «Фото­труд») 1929 года, советские «лейки» — «ФЭД» и «ФАГ» (завода «Геодезия») 1934—1935 годов; «Фотокор», «Турист», «Спорт» (завода ГОМЗ), аппараты для детей «Малютка» и «Лилипут», складная «Смена». Музей приобрел первую оте­чественную профессиональную фотокамеру «Ре­портер» и камеры, выпускавшиеся различными артелями: «АРФО», «Циклокамера», «Федетта», «Пионер». Хранятся здесь все серийные модели аппаратов послевоенного производства, выпущен­ные небольшими партиями: «Искра», «Искра-2», «Восход», все модификации «Смены», «Зоркого», «Зенита», «Киева». Экспозиция показывает, как совершенствовался аппарат: когда и в какой ка­мере введен автоспуск и различные синхрокон­такты, когда модернизирована система спуска и перемотки пленки, добавлен фотоэкспонометр, появилась автоматика и полуавтоматика, отдель­ные оригинальные модели... Прослежено развитие популярного аппарата «Зенит» — от модели 1952 года до модели «Зенит-19», снабженной «моргающим» зеркалом, «прыгающей» диафраг­мой и шторным затвором, обеспечивающим вы­держку от одной секунды до одной ее тысячной доли. Наборы оптики к фотоаппаратам «Зенит» и «Салют» демонстрируют разнообразие совет­ских объективов...

Эрнеман

Эрнеман
Ихагес

Ихагес
Бокс Тенгор

Бокс Тенгор

ящичный пластиночный

ящичный пластиночный
Хайдоскоп


Ментор

Ментор

Спорт

Спорт
Ленинград

Ленинград
штативная деревянная

штативная деревянная
камера-обскура

камера-обскура
11-стереоскопический деревянный

стереоскопический деревянный
Кодак панорамный

Кодак панорамный
Тенакс

Тенакс
Кодак

Кодак