Б. М. Кустодиев литография.искусство

       Набор из 13 открыток

Борис Михайлович Кустодиев начал заниматься линогравюрой и литографией в 1920-е годы. Работа в этой области изобразительного искусства открыла перед ним новые горизонты творчества. Прославленный художник, Кустодиев прошел большую школу, работая в станковой и театральной живописи, в книжной иллюстрации и скульптуре.

Он отлично рисовал, хорошо чувствовал технические возможности материала — будь то масло или темпера, акварель или пастель, карандаш, уголь или сангина. В линогравюре он ценил особую выразительность графических ритмов, свободную живописность и декоративность пятна, остроту композиционных решений, обобщенность и лаконичность форм. Кустодиев был замечательным мастером жанровой живописи, но жанровость сочеталась в его произведениях с декоративностью, а монументальность заключалась в самом строе образа. Обращение Кустодиева к эстампу определилось массовостью и доступностью тиражированной графики. Это было особенно важно для него — поистине народного художника, выразившего в своем творчестве народные идеалы и вкусы. Известно, что Кустодиев, один из немногих «мирискусников», вступил в АХРР, которая в первые годы революции была наиболее демократической художественной организацией. Некоторые гравюры мастера выразили его искания в жанре лубка «Под милашкину гармошку...»‚ «Ягодка». Он стремился постичь и освоить образный язык и самобытные формы народного художественного творчества, создать на новой идейной основе эстамп-лубок, рассчитанный на широкого массового зрителя. Кустодиев уже в ранней линогравюре — «Продавец воздушных шаров» обнаружил зрелое и уверенное мастерство. Его линогравюры, созданные в 1926 году кажутся выполненными на одном дыхании — они отличаются глубиной
замысла, свободой и артистизмом исполнения, вдохновенностью авторской интонации.
Иногда художник раскрашивал свои гравюры, и тогда они приобретали ту мажорность, яркую цветность, которые отличают живописные полотна художника. Одни эстампы Кустодиева являются графической интерпретацией его «живописных» замыслов — выраженные средствами линогравюры традиционные сюжеты получают особую трактовку, новое звучание («Ярмарка», «Осень»).
Другие отличаются от живописных полотен необычным подходом к теме, оригинальностью решений («Волга», «Купальщица») — им нет аналогий в других областях творчества Кустодиева.
Явной аналогией живописных работ Кустодиева в линогравюре может быть его «Ярмарка» — излюбленный сюжет кустодиевского искусства. Как и в красочных полотнах такого плана, художник является здесь гениальным бытописателем, через картины быта выражающим свое представление о России, русской природе, национальном характере. Типично кустодиевский мотив представлен как жанровая сцена, включающая наряду с бытовыми подробностями и жизненными деталями характерные фрагменты пейзажа полей, лесов, пашен, изображение клубящихся туч, проливающих обильные дожди на щедро родящую землю, радугу, упругой дугой перекинутую над деревней. Ее величественная арка как бы объединяет шумную, тесную, многоликую жизнь земли с торжественной жизнью неба. Все в этой линогравюре живет, движется — будь то люди, животные, деревья, небо, все воплощает единство вечной и постоянно изменяющейся материи. Гравюра необычайно богата игрой света и тени. В ней органично сочетаются жанровость и эпичность, подробный рассказ и романтический строй чувств, декоративность и пластичность формы. Художник воссоздал широкую панораму жизни России, претворив свои впечатления в глубокий философский обобщенный образ Родины. Столь же образна и философична другая линогравюра — «Волга», где солнечные лучи, прорывающиеся через грозовые тучи, заливают ликующим светом воду, взгорье с деревенькой, пашнями и лесом, мимо которых неторопливо проплывает корабль с победно развивающимися на мачтах флажками. Широкие просторы реки и неба, радостная земля, как в сказке всплывающая над водой, — такова в изображении Кустодиева Волга, великая река России. Волгарь по рождению, Кустодиев одну из последних своих работ посвятил родной реке, которая была для него
символом Родины. Здесь, как и в «Ярмарке», художник достигает удивительной гармонии в движении облаков, в чередовании света и тени, которыми пронизан лист.
Празднична и нарядна линогравюра «Осень». В ней наивная декоративность лубка удачно передает тонкое очарование пушкинских стихов: «В багрец и золото одетые леса», столь любимых Кустодиевым. «Осень» олицетворяет собой богатство, щедрость, изобилие родной земли.
В прямой связи с этими линогравюрами находятся и портретные эстампы художника.
Величественный, репрезентативный портрет актера Н. Монахова (которого А. Блок назвал великим) — это апофеоз таланта, яркой творческой одаренности. Выполненная к тридцатилетнему юбилею Монахова, гравюра выглядит парадным портретом где все — фон, театральный занавес, лавровый венок — говорит о деятельности актера. Решенная на сильных контрастах светотени, гравюра богато нюансирована в цвете, отличается пластической выразительностью и декоративной силой, заставляющей ее звучать торжественно и монументально. Портрет Монахова — это гимн искусству, духовному богатству народа. «Талантлив русский народ», — говорил Кустодиев. В гравюрах мастера, как и в его живописи, с большой образной силой выражены представлении, взгляды, мысли Кустодиева — «художника России», как писал о нем И. Я. Билибин.

Волга. 1926 

Волга. 1926

Купальщица (раскрашенная линогравюра) 1926 

Купальщица (раскрашенная линогравюра) 1926

Мороженщик. 1926 

Мороженщик. 1926

Осень (раскрашенная линогравюра) 1926 

Осень (раскрашенная линогравюра) 1926

Портрет академика П. Л. Капицы. 1926 

Портрет академика П. Л. Капицы. 1926

Портрет артиста Н. Ф. Монахова. 1926 

Портрет артиста Н. Ф. Монахова. 1926

Портрет Ю. Е. Кустодиевой. 1926 

Портрет Ю. Е. Кустодиевой. 1926

Продавец воздушных шаров (раскрашенная линогравюра) 1926 

Продавец воздушных шаров (раскрашенная линогравюра) 1926

Уличная продавщица. 1926 

Уличная продавщица. 1926

Четыре купальщицы у дерева. 1926 

Четыре купальщицы у дерева. 1926

Ярмарка. 1927 

Ярмарка. 1927

«Земляничку я сбирала...» 1927 

«Земляничку я сбирала...» 1927

«Под милашкину гармошку...» 1927

«Под милашкину гармошку...» 1927