Прикладное искусство Древнего Египта

   Искусство Древнего Египта - яркая. Волнующая страница в истории мирового искусства. Памятники, созданные замечательными египетскими мастерами, до сих пор привлекают зрителей ясностью и чистотой формы неувядаемой свежестью и сочностью красок, четкостью и красотой линий. Это в равной степени относится как к произведениям «большого искусства - архитектуре, скульптуре рельефу и росписи, так и к памятникам прикладного искусства. Правилам (канонам), которыми руководствовались в своей работе египетские зодчие, скульпторы и художники следовали и мастера «малых форм».

 Созданные в глубокой древности, закрепленные религией как не подлежащие изменению и искажению—эти правила нашли отражение в письменных руководствах для мастеров. Каноны, передаваемые из поколения в поколение, несколько ограничивая индивидуальное творчество, способствовали накоплению художественных и технических навыков в исполнении раз и навсегда заданных сюжетов. Действенность изображений, их магическая сила
 зависели не от того, насколько близко скопирована натура, а от точной передачи сути изображаемого. Отсюда—выработка особых художественных приёмов которыми пользовались при создании определенных композиций на стенах гробниц и храмов, заупокойной и храмовой скульптуры, а также связанной с ней малой пластики и предметов быта. На протяжении сотен лет были выработаны типы египетских памятников с присущей им предельной обобщенностью форм. В них отбрасывалось все второстепенное, преходящее, и мастер путем длительного отбора находил то главное, что характеризовало образ наиболее полно. Строгая симметрия, уравновешенность, обобщенность формы создают и значительность и монументальность, которые свойственны египетским памятникам независимо от их размера и назначения. Большинство египетских памятников, хранящихся в различных музеях мира, происходят из гробниц и храмов. В связи с развитым заупокойным культом, основанным на вере в возможность загробной жизни, умерший снабжался всем необходимым: прочным «домом», то есть гробницей, сделанной из камня, сосудами, наполненными едой и питьем, одеждой, мебелью, украшениями, амулетами. В гробницу помещали также статуэтки занятых работой людей; позднее появились так называемые «ушебти» — фигурки, имеющие чаще всего вид запеленатых мумий (в определенные периоды истории их делали также в одежде живых), у которых оставались свободными лишь лицо и кисти рук. В руках у них были мотыги, а на спине - корзины. По представлениям египтян силой магии произнесенного заклинания эти фигурки должны были ожить и работать на полях Иалу в царстве Осириса, царя загробного мира. Фигурки делались из дерева, камня, фаянса и некоторые из них являются подлинными шедеврами древнеегипетской малой пластики. Большое место в религии египтян занимали культы обожествленных животных и птиц: почитались священные быки,кошки,ибисы крокодилы,соколы. После смерти этих животных мумифицировали и хоронили на особых кладбищах. Статуэтки священных животных жертвовались в храмы. До нас дошло огромное количество бронзовых статуэток божеств и священных животных, созданных в VII веке до нашей эры, когда техника обработки металла достигла в Египте большого совершенства. Готовые изделия, полученные либо путем отливки в форме либо в технике так называемой «утраты воскового литья», инкрустировали золотом, серебром, полировали до блеска; иногда вырезали узор и посвятительную надпись. Египетские мастера находили модели для своих будущих творений в окружающей их действительности с поразительным умением воплощая формы реальной жизни в памятниках искусства, тонко сочетая художественную форму с утилитарным назначением вещи. Мотив обнаженных девушек, несущих в руках стилизованные цветы лотоса,папируса использовался нередко при изготовлении ложечек для притираний, коробочек для благовоний ручек для зеркал. Широкой популярностью пользовались в Египте изделия из фаянса, покрытого цветной глазурью: кубки, статуэтки. Бусы, подвески, амулеты, скарабеи, пекторали. Изделия из фаянса глубокого синего, голубого, зеленоватого, красноватых тонов имитировали поделки из полудрагоценных камней—лазурита‚ бирюзы, сердолика. Умение выбрать нужный материал‚ выявить его красоту в сочетании со строгим вкусом и поразительным чувством меры делают творения египетских мастеров бессмертными. Самые ранние предметы коллекции Эрмитажа относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры, поздние—к первым векам нашей эры. Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников‚среди которых есть и первоклассные произведения создавалась на протяжении многих десятилетий. Первая покупка относится к 1825 году. В дальнейшем в коллекцию вошли памятники из собраний Б. А.Тураева,Н. П. Лихачева, И. И. Толстого, а также предметы переданные Академией наук СССР. В настоящее время коллекция пополнилась материалами Нубийской археологической экспедиции советских ученых 1961-1963 годов. Собрания египетских памятников в Эрмитаже позволяют проследить развитие искусства одной из крупнейших древних цивилизаций.

Апис. Священный бык. Бронза. Конец I тыс. до н.э.

Апис. Священный бык. Бронза. Конец I тыс. до н.э.      

Богиня Исида с Гором. Фаянс. Конец I тыс. до н.э. 

Богиня Исида с Гором. Фаянс. Конец I тыс. до н.э.

Богиня истины Маат. Фаянс. Первое тыс. до н.э. 

Богиня истины Маат. Фаянс. Первое тыс. до н.э.

Ибис. Священная птица бога письма и мудрости Тота. Бронза. Конец I тыс. до н.э. 

Ибис. Священная птица бога письма и мудрости Тота. Бронза. Конец I тыс. до н.э.

Кошка. Священное животное богини любви и веселья Бастет. Бронза с инкрустацией золотом. VII в. до н.э.

Кошка. Священное животное богини любви и веселья Бастет. Бронза с инкрустацией золотом. VII в. до н.э.

Маска. Деталь саркофага. Дерево. Конец II тыс. до н.э. 

Маска. Деталь саркофага. Дерево. Конец II тыс. до н.э.

Пектораль - нагрудное украшение. Фаянс. XII-XI в. до н.э. 

Пектораль - нагрудное украшение. Фаянс. XII-XI в. до н.э.

Плакальщица. Раскрашенное дерево. XIII в. до н.э. 

Плакальщица. Раскрашенное дерево. XIII в. до н.э.

Работник, толкущий зерно. Раскрашенное дерево. XXI-XX в. до н.э.

Работник, толкущий зерно. Раскрашенное дерево. XXI-XX в. до н.э.

Ручка от зеркала. Бронза. Середина II тыс. до н.э.

Ручка от зеркала. Бронза. Середина II тыс. до н.э.

Священный жук Скарабей. Фаянс. Середина II тыс. 

Священный жук Скарабей. Фаянс. Середина II тыс.

Священный сокол. Раскрашенное дерево. XIII-XII в. до н.э. 

Священный сокол. Раскрашенное дерево. XIII-XII в. до н.э.

Сосуд для вина. Глина. XIV в. до н.э.

Сосуд для вина. Глина. XIV в. до н.э.

Ушебти - заупокойная статуэтка. Дерево. Середина II тыс. до н.э.

Ушебти - заупокойная статуэтка. Дерево. Середина II тыс. до н.э.

Ушебти - заупокойная статуэтка. Зеленый шифер. XIV в. до н.э. 

Ушебти - заупокойная статуэтка. Зеленый шифер. XIV в. до н.э.

Ушебти - заупокойная статуэтка. Раскрашенный известняк. XV в. до н.э. 

Ушебти - заупокойная статуэтка. Раскрашенный известняк. XV в. до н.э.